06.12.2023

Структура рынка b2b b2c b2g в испании. Что такое B2G-продажи


Существует несколько определений понятия «электронное правительство» (E-Government). В официальных документах электронное правительство (ЭП) наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно определению Gartner Group, электронное правительство - это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Концепция и сам термин «электронное правительство» появились совсем недавно - в конце ХХ века, когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления, выражающейся в больших расходах, задержках в принятии решений, плохом управлении, коррупции и т.п. В 90-х годах в США и ряде стран Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения ЭП, имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба. Сторонники данной концепции отмечали, что между коммерческими корпорациями и государством есть много общего. Эффективные корпорации ориентированы на нужды пользователей, которые своими деньгами обеспечивают их существование. По аналогии с корпоративными задачами, первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оптимально оказывать населению определенные услуги.

Действительно, и корпорации, и стране необходимы справедливые непротиворечивые, прозрачные и выгодные для общества правила работы сотрудников. Так же как эффективный бизнес ориентируется на нужды заказчиков, ЭП должно ориентироваться на нужды граждан, а не на собственные потребности.

Стратегия создания ЭП базировалась на следующих положениях:

  • децентрализация - передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;
  • повышение ответственности государственного сектора за принимаемые решения (создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией);
  • улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;
  • внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;
  • использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе.

Пионером в разработке систем ЭП являются США. В феврале 1997 года американская администрация выступила с инициативой «Совершенствование правительственной деятельности через новые технологии», которая включала ряд программ, в том числе «Открытый доступ к правительственной информации. Совершенствование через информационные технологии». В 1998 году Национальная академия наук США объявила программу грантов по теме «Электронное правительство», призванную стимулировать фундаментальные и прикладные исследования в области применения новых информационных технологий в деятельности правительственных учреждений на всех уровнях власти. В 2000 году стартовал проект «FirstGov», объединивший около 20 тыс. сайтов государственных органов различных уровней представительства с целью создания единого Интернет-портала, обеспечивающего доступ к правительственным и другим сайтам.

В Германии с 1999 года начала внедряться концепция предоставления населению безопасных онлайновых услуг, имеющих юридическую силу, на основе электронных подписей.

В Великобритании с 2000 года реализуется программа «E-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age», которая предусматривает развитие и использование всех электронных видов сервиса: услуги могут предоставляться через Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов.

В России в 2001 году началась разработка федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы», которая охватывает все сферы информатизации в стране, в том числе введение ЭП.

Уровни взаимодействия ЭП

Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан представлена на рис. 1. Здесь можно выделить следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон:

  • C2B (customer-to-business) - между гражданами и частными компаниями;
  • B2B (business-to-business) - между частными компаниями;
  • G2C (government-to-citizen) - между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;
  • G2B (government-to-business) - между государством и частными компаниями;
  • G2G (government-to-government) - между органами государственного управления.

ЭП предусматривает автоматизацию взаимодействия на уровнях G2C, G2B и G2G. Рассмотрим перспективы внедрения ЭП на данных уровнях подробнее.

Рис. 1. Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан

Государство - бизнес (G2B/B2G)

На уровне G2B/B2G внедрение ЭП позволит сократить затраты государственных органов за счет оптимального использования технологий аутсорсинга и создать более прозрачную систему государственных закупок (eProcurement).

Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, где государственные органы должны объявлять о тендерах и условиях их проведения. Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям.

Бизнес-организациям, тратящим непозволительно много времени на предоставление отчетности в контролирующие госорганы, ЭП позволит перевести в онлайн следующие операции:

  • выплаты в фонды социального страхования за сотрудников;
  • уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций);
  • регистрация новых компаний;
  • предоставление информации в статистические органы;
  • подача таможенных деклараций и т.п.

Государство - государство (G2G)

ЭП позволит при помощи информационно-коммуникационных технологий установить внутренние и внешние связи между государственными органами, а также:

  • улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями;
  • повысить эффективность обмена информацией;
  • улучшить планирование и управление на местах;
  • предоставить объективную информацию об общественном мнении;
  • формировать благоприятное для правительства общественное мнение.

Взаимодействие на уровне G2G будет осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли - UNeDocs, базирующийся на XML.

Государство - граждане (G2C/С2G)

Сейчас доведение информации до граждан в основном осуществляется через СМИ и носит нерегулярный характер. Люди не имеют возможности ознакомиться с нужными документами по мере необходимости. Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:

  • сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане смогут заходить на государственные web-узлы и заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;
  • можно будет пользоваться комплексными услугами благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое - достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри ЭП в фиксированные сроки;
  • население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
  • ЭП реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-democracy). Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством;
  • люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.

Компоненты архитектуры ЭП

Электронное правительство опирается на весьма широкий спектр технологий (рис. 2).

Рис. 2. Компоненты архитектуры электронного правительства (источник: доклад министра информационных технологий и связи Леонида Реймана «Об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти»)

На нижних уровнях расположена технологическая инфраструктура, которая включает телекоммуникационную инфраструктуру, среду электронного межведомственного взаимодействия, а также оснащение аппаратно-программными средствами.

Основа более высоких уровней - прикладные системы и системы предоставления сервисов населению и организациям.

Системы информационной безопасности и интеграционные системы являются компонентами, обеспечивающими эффективную деятельность федеральных органов власти.

ЭП и проблема цифрового неравенства

Одна из проблем, которую должно решить ЭП, - цифровое неравенство. Суть ее состоит в следующем:

  • низкая грамотность и отсутствие навыков работы с информацией закрывают доступ к информационному обществу для большой части населения;
  • требуемый контент может быть недоступен на родном языке (75% web-сайтов написаны на английском языке);
  • существующие системы поиска информации ориентированы на нужды состоятельных людей;
  • информационные запросы сельских и городских малоимущих слоев населения слабо представлены в Сети;
  • сельские районы имеют слабые каналы коммуникации к информационным сервисам;
  • малообеспеченные люди имеют ограниченные мобильные ресурсы для доступа к центрам культуры и науки;
  • аппаратное и программное обеспечение по-прежнему слишком дорого для населения с низким уровнем дохода;
  • информация о преимуществах Интернет-услуг изложена в основном в Сети, к которой большая часть населения не обращается.

Очевидно, что в первую очередь доступ к Интернету имеют более состоятельные слои общества. Даже в благополучной Великобритании 60% домов, подключенных к Интернету, принадлежат состоятельным гражданам.

Рис. 3 свидетельствует о том, что более 80% населения мира не имеют средств доступа к ресурсам Сети, а рис. 4 показывает, что многие подключенные к Сети граждане наталкиваются на языковой барьер, пытаясь воспользоваться необходимыми ресурсами. Подавляющее количество ресурсов Интернета доступно людям, владеющим английским языком.

Рис. 3. Доступ населения в мире к различным информационно-коммуникационным технологиям (источник: отчет «UN Global E-government Readiness Report 2005»)

Рис. 4. Соотношение пользователей Интернета, принадлежащих к англоговорящей и неанглоговорящей группам (источник: отчет «UN Global E-government Readiness Report 2005»)

Люди с более низким социальным положением имеют меньше возможностей для доступа к компьютерам и обучения работе с ПК. Поэтому поддержка так называемого электронного участия (e-inclusion) остается первоочередной задачей ЭП.

Концепция «е-inclusion» подразумевает:

  • включение в информационное общество всех граждан;
  • обеспечение эффективных и прозрачных сервисов для всех граждан;
  • помощь гражданам на основе доступа к информационным сервисам;
  • эффективное управление информацией и предоставление ее гражданам;
  • ознакомление граждан с достоинствами информационного общества;
  • создание социального и культурного равенства.

Разные слои общества имеют неодинаковый доступ к информации, что препятствует всеобщему электронному участию (рис. 5).

Рис. 5. Доступ к информации для различных слоев населения (источник: отчет «UN Global E-government Readiness Report 2005»)

Цифровое неравенство проявляется как на уровне отдельных стран, так и в мире в целом.

На рис. 6 указано количество стран, в которых реализованы те или иные сервисы ЭП. Например, онлайновые платежи услуг госорганов доступны менее чем в 50 странах.

Рис. 6. Количество стран, предлагающих те или иные услуги в области ЭП (источник: отчет «UN Global E-government Readiness Report 2005»)

Стратегия развития ЭП

Внедрение ЭП - это сложный организационный, экономический, технологический и социальный процесс, требующий значительных финансовых затрат и административных усилий. Учитывая высокую стоимость реализации национальных проектов, важно правильно определить стратегию развития ЭП. Одним из интересных исследований в данной области является опубликованный в январе текущего года доклад «Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation», который основан на опросах специалистов (всего 403 человека из 33 стран) в области определения политики развития ЭП в Евросоюзе на период до 2010 года. Среди опрошенных 48% представляли органы государственной власти, 25% - бизнес-структуры, 13% - академические круги (университеты, институты) и 6% - неправительственные организации.

Центральный вопрос стратегии развития ЭП, фигурировавший в опросе: как необходимо внедрять ЭП - в рамках политики «широкого фронта» (road approach) или «сфокусированного фронта» (focussed approach)? Первый подход предполагает концентрацию на инфраструктурных технологиях и равномерном финансировании широкого круга проектов, второй - поэтапное введение приоритетных конкретных сервисов. Большинство участников опроса (92%) высказались за сфокусированный подход, то есть они считают, что развитие ЭП в Европе на период 2006-2010 годов должно базироваться на небольшом количестве определенных приоритетов и конкретных сервисов, имеющих большое значение для граждан. Только 7% опрошенных выступили за политику «широкого фронта».

Следующий вопрос опроса касался определения приоритетов в развитии ЭП. На рис. 7 показано распределение ответов на вопрос, какие меры должны быть предприняты для формирования эффективного ЭП.

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: какие меры должны быть предприняты для формирования эффективного ЭП? Количество респондентов - 238 (источник: Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation; report Jan 2006)

На табл. 1 и 2 представлено распределение ответов на следующий вопрос: какие барьеры препятствуют формированию эффективного ЭП и какие сервисы должны быть реализованы в сфере G2C до 2010 года? Рис. 8 показывает отношение респондентов к перспективе реализации электронной демократии силами ЭП.

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: могут ли технологии ЭП решить проблему дефицита демократии? Количество респондентов - 202 (источник: Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation; report Jan 2006)

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: какие барьеры препятствуют формированию эффективного ЭП? Количество респондентов - 238 (источник: Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation; report Jan 2006)

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: какие сервисы должны быть реализованы в сфере G2C до 2010 года? Количество респондентов - 207 (источник: Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation; report Jan 2006)

Индекс зрелости ЭП (E-government Readiness Index)

Как уже было отмечено, в разных странах уровень развития ЭП различен. О том, какие страны находятся в авангарде, а какие пока предоставляют своим гражданам менее комфортные сервисы, дается ответ в масштабном исследовании «UN Global E-government Readiness Report 2005 From E-government to E-inclusion», проведенном специалистами ООН. Главным показателем зрелости ЭП в том или ином государстве является E-government Readiness Index - комплексный индекс, базирующийся на следующих трех компонентах:

  • индекс web-услуг (Web measure Index), определяющий степень развитости web-услуг со стороны ЭП;
  • индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure index), оценивающий степень оснащенности граждан средствами ИКТ;
  • индекс человеческого «капитала» (Human Capital index), показывающий, насколько образованы граждане и готовы ли они пользоваться информационными услугами.

Рассмотрим каждый из этих индексов подробнее.

Индекс web-услуг

Индекс использования web рассчитывается по пяти категориям (стадиям), исходя из полноты представления сервисов через web-интерфейс.

  1. Начальное присутствие (Emerging presence). На этой стадии в web-пространстве должна быть доступна базовая информация о правительстве. Это может быть официальный web-сайт, где присутствуют ссылки на министерства и государственные департаменты (образования, здравоохранения, соцобеспечения, труда, финансов и т.п.), ссылки на региональные правительства, а также выложены некоторые архивные документы, преимущественно в статическом виде.
  2. Улучшенное присутствие (Enhanced presence). На данной стадии через web-интерфейс доступны не только архивные, но и текущие оперативные данные о нормативных актах, распоряжениях, постановлениях, отчеты, новостные письма, скачиваемые базы данных и т.п., при этом имеются карта сайта и поисковые механизмы. Приводится набор документов, раскрывающий политику государства на перспективу (в области развития информатизации, соцобеспечения, здравоохранения и т.п.). На данной стадии информация по-прежнему доступна в одном направлении - от ЭП к гражданам.
  3. Интерактивное присутствие (Interactive presence). На этой стадии онлайновые сервисы приобретают интерактивность. Появляются возможности скачивать формы для уплаты налогов или обновления лицензий, запрашивать аудио- и видеоинформацию по тем или иным выступлениям и обсуждениям, участвовать в онлайновых дискуссиях в реальном времени. К госчиновникам можно обратиться по электронной почте, факсу и телефону. Сайт регулярно обновляется, пользователям выдается оперативная информация.
  4. Транзакционное присутствие (Transactional presence). На данной стадии реализовано двустороннее взаимодействие между гражданами и государством. Появляется возможность оплаты налогов, подачи заявок на предоставление ID-карт, свидетельств о рождении и паспортов, обновления лицензий. На этой стадии граждане получают возможность оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения и почтовые посылки. Они могут принимать участие в торгах, используя защищенные каналы связи.
  5. Сетевое присутствие (Networked presence). Для этой стадии характерна интеграция взаимодействия на уровнях G2G, G2C и C2G. Правительство способствует привлечению граждан к процессу принятия решений и двустороннему открытому диалогу на базе интерактивных сервисов, таких как заполнение web-анкет, онлайновых обсуждений и т.п.

Десятка стран - лидеров по присутствию правительства в web-пространстве и десятка стран, имеющих обобщенный показатель web-присутствия, соизмеримый с аналогичным показателем в России, приведены в табл. 3 и 4.

Таблица 3. Десятка стран - лидеров по присутствию правительства в web-пространстве (степень полноты по стадиям, %) (

Заранее стоит сказать, что система B2G для начинающих и мелких предпринимателей не подходит. Но всем руководителям с этим направлением стоит ознакомиться, ведь организация может развиваться семимильными шагами. В нашей статье разберемся с вопросами, что такое B2G-продажи, каковы их особенности и применение.

Суть

Во взаимоотношениях рыночного характера особым игроком выступает само государство. Чтобы государственный аппарат нормально функционировал, у него возникает необходимость в закупке тех или иных товаров. Рынок B2G – это совокупность услуг и товаров, которые покупают государственные учреждения. Удовлетворяется такой спрос через участие в госзакупках и госпроектах.

Аббревиатура B2G расшифровывается как business to government и переводится «бизнес для государства». Это рыночные взаимоотношения между коммерческими организациями и правительством страны.

Особенности

Сегмент B2G имеет характерные особенности:

  • Решения принимаются по сложной многоуровневой системе.
  • Закупки совершаются .
  • Сложные финансовые механизмы осуществления закупок.
  • Длительные отношения правительства и частных компаний.
  • Большие объемы.
  • Административный ресурс вовлекается в сотрудничество с частными фирмами.

Данный сегмент широк, захватывает услуги и товары – такие, как канцтовары, машины, строительные работы, компьютерная техника и многое другое.

Получают государственные заказы в основном крупные компании и концерны, которые проверены временем и располагают мощными производственными ресурсами. Небольшие компании тоже могут . Небольшим организациям перспективнее обратить внимание на нужды муниципальных властей, где больше шансов заключить выгодный контракт.

Небольшим организациям перспективнее обратить внимание на нужды муниципальных властей, где больше шансов заключить выгодный контракт.

Правительство страны в свою очередь является самым надежным покупателем, который все оплачивает из государственного бюджета. А значит, задержек денег или других трудностей ожидать не стоит. Но и выполнение плана является обязательным для тех, кто сотрудничает с государством, дабы избежать штрафных санкций.

Формы взаимоотношений

Между бизнесом и государством могут быть следующие формы взаимоотношений: лизинг техники, поставки товаров, оказание услуг, партнерство и аренда. Самое популярное и распространенное из этого списка – закупки. Но встречаются на пути предпринимателей и бюрократические преграды в виде множества федеральных и местных законов.

Процесс продаж

Данный сектор занимают только профессионалы, которые умеют:

  • Проводить точный мониторинг, нацеленный на выявление потребностей госучреждений.
  • Искать государственных заказчиков и напрямую выходить на них.
  • Участвовать в сопровождении сделок.
  • Контролировать оплату услуг или товаров.

Это ключевые показатели, и если все это уметь хорошо делать, то можно взаимодействовать с правительством.

В заключение

В государственной экономике любой страны мира сектор B2G-продаж занимает ключевое место. Поскольку государство является самым крупным игроком, оно дает бизнесу большие и постоянные заказы. А это, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на экономическую ситуацию в стране.

Минусами для коммерции будут сложность выхода на этот рынок и адаптация к специфическим взаимоотношениям с государством. Если хорошо знать действующее законодательство и разбираться в механизмах работы госаппарата, дело выстроится.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про B2G продажи.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое B2G продажи;
  • Как происходят B2G продажи;
  • Продажи каких продуктов можно осуществлять в B2G секторе.

Что такое B2G

В2В и В2С – знакомые всем аббревиатуры. и подразумевает продажи крупных партий товара () одними предприятиями другим предприятиям с целью их использования в производстве или перепродаже.

На рынке оптовых продаж потребителями являются и это основной параметр, по которому они отличаются от . На рынке В2С (розничном рынке) товары приобретаются потребителями для личного пользования. Клиентами здесь являются физические лица, которые закупают продукцию в маленьких объемах, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Но существует еще одна аббревиатура и еще один тип клиентов – В2G и государство. По всем параметрам B2G рынок является составляющей частью В2В рынка. Однако, специфика продаж товара такому клиенту, как государство, не дает шанса не выделить этот рынок для самостоятельного изучения.

B2G расшифровывается как business to government, что в переводе означает “бизнес для государства”. Как было уже сказано на B2G рынке клиентом является государство.

Но что конкретно подразумевается под государством?

  1. Под государством следует понимать разнообразные государственные структуры. К таковым относятся: армия, полиция, суды, Федеральное собрание и другие.
  2. К государственному сектору относят образовательные учреждения различного уровня: школы, детские сады, вузы.
  3. Государственные предприятия здравоохранения. К ним относят больницы, поликлиники, травмпункты.
  4. Культурные и научные учреждения. Например, академии наук, библиотеки, музеи и театры.

Итак, B2G продажи – этопроцесс реализации товаров и услуг предприятиями, клиентом которых выступают государственные учреждения.

Особенности продаж на B2G рынке

Государство считается самым надежным партнером, но заполучив долгожданный заказ от него, вы столкнетесь с рядом трудностей и препятствий.

Все они будут связаны с особенностями B2G продаж, к которым можно отнести:

  • Получить заказ можно только посредством тендера, который, как правило, происходит в несколько этапов;
  • Государство совершает крупные единовременные закупки;
  • Сложность системы финансовых расчетов, системы оплаты;
  • Отношения будут строиться на основе долговременного сотрудничества. Очень велика вероятность, что в следующий раз вы опять станете поставщиком для государственного клиента;
  • Применение жестких санкций в случае невыполнения условий договора, например, в случае задержки заказа;
  • Чаще всего государственные образования сотрудничают с крупными компаниями или компаниями, производящими уникальный товар. Но это не означает, что малый и средний бизнес не имеет шанса получить госзаказ. Просто маломасштабным предприятиям следует обратить внимание на городские и муниципальные образования;
  • Часто решающую роль в выборе поставщика играет цена.

Теперь давайте рассмотрим, какие способы взаимодействия государства и организаций существуют.

Итак, к основным формам взаимодействия в государственном секторе относят:

  • Государственные заказы на поставку продукции;
  • Аренду помещений;
  • – государство часто арендует оборудование и технику;
  • Государственно-частное партнёрство – форма взаимодействия государства и бизнеса для взаимопомощи в решении общественно значимых задач.
  • Концессионные соглашения – форма взаимодействия государства и бизнеса, в котором бизнес вовлекается в процесс государственного управления.

Процесс B2G продаж

На самом деле 90% продаж в государственном секторе приходится на . Поэтому, если вы решили выйти на рынок B2G, вам просто необходимо знать, как проходит это мероприятие.

На данный момент наиболее широкое распространение получил такой вид тендеров, как электронный аукцион.

Онлайн-тендеры имеют следующие отличительные черты:

  • Большее количество участников;
  • Повышенная доступность;
  • Анонимность участников;
  • Прозрачность.

Принять участие в государственном онлайн-тендере может практически любая компания.

Чтобы это сделать необходимо последовательно пройти следующие этапы:

  • Зарегистрироваться на сайте официальной площадки по размещению госзаказов . Отслеживать новости на сайте. Как правило, информация о проведении аукциона размещается за две-три недели до даты окончания приема заявлений на участие. Поэтому заходите на портал не реже одного раза в 5 дней. На данный момент существует 5 электронных ресурсов для проведения аукционов;
  • Покупка электронной подписи . Без нее принять участие в тендере вы не сможете. Продают ее на том же портале, на котором проводится конкурс. Учтите то, что процесс ее получения займет у вас около двух дней.
  • Получаем аккредитацию от портала закупок . Для этого необходимо заполнить специальную форму и открыть счет. Чтобы получить аккредитацию необходимы такие документы, как: (в том случае, если вы участвуете в тендере от имени , то вам необходима выписка из ЕГРИП), вашего предприятия, доверенность на участие в конкурсе, протокол о назначении ответственного, подтвержденный печатью организации.
  • Рассмотрение поданных документов . Этот этап занимает около пяти дней. В результате вы получите либо приглашение на участие и свой “личный кабинет” на портале, либо отказ и его обоснование. В случае отказа, вы можете подать заявление повторно, но вам опять придется ждать пять дней, пока его не рассмотрят.
  • Пополнение счета на портале . Это гарантия того, что вы будете участвовать в тендере. Каждый сервис требует одну и ту же сумму: для малого бизнеса 2% от начальной стоимости заказа, для среднего и большого – 5%. После окончания торгов деньги вам вернут.
  • Составляем заявление на участие в торгах . Первая часть документа содержит информацию о согласии участника выполнить заказ и описание продукта. Вторая часть содержит информацию о компании-участнике. Кроме того, вы должны предоставить сметно-расчетную документацию о продаваемом продукте (издержки, налоги и т. д.).

Имейте в виду то, что поданное заявление является вашим официальным соглашением на соблюдение всех требований заказчика. Если вы не можете удовлетворить какое-либо из требований, заявление необходимо отозвать. На отзыв заявок участникам тоже предоставляется ограниченный период времени, по истечении которого этого будет сделать нельзя.

  • Результаты торгов . Получение госконтракта в случае победы.

Обратите внимание:

  • Шаг аукциона всегда составляет 0,5% от первоначальной стоимости заказа. Снизить цену еще больше участник может только после перехода на следующий шаг. Один шаг длится 10 минут;
  • Цену можно только снижать;
  • Можно снизить цену менее чем на 0,5%, но тогда другой участник может в этот же шаг снизить цену и выиграть тендер.
  • Снижать цену более чем на 0,5% в один шаг нельзя

Кроме того, вам стоит попробовать принять участие в тендере, только если вы обладаете следующими навыками и качествами:

  • Видите неудовлетворенные потребности госсектора, умеете их определять;
  • Не ленитесь самостоятельно проводить поиск государственных заказчиков;
  • Готовы принимать участие в сопровождении сделок;
  • Готовы проводить контроль оплаты продуктов;
  • Готовы выполнять заказ в срок.

Товары для B2G продаж

На данный момент, как наиболее популярные товары на B2G рынке можно выделить ремонтные и строительные услуги, а также недвижимость.

Но не стоит отказываться от участия в тендере, если ваше предприятие не занимается производством или продажей названной выше продукции.

На данный момент на сайте госзаказа размещено предложение на поставку яиц, на сумму 18 тысяч рублей, заказ на проведение культурно-массовых мероприятий и на поставку крема для рук.

Таким образом, вне зависимости от того, в какой сфере бизнеса вы заняты, вы можете найти своего государственного заказчика, а это хороший стабильный доход.

B2G – сфера деятельности крупных игроков. Но даже начинающим предпринимателям не помешает знать, в чем состоят ее особенности.

Расшифровка аббревиатуры

Под B2G (business to government) или B2G-маркетингом понимают систему взаимоотношений между коммерческими организациями и государством.

К этим отношениям относятся: оказание услуг и поставка товаров, а также разработка и предоставление бизнес-решений для нужд государственных структур.

Характерные особенности B2G сегмента

Хочется выделить следующие особенности B2G сегмента:

  • Сложный и многоступенчатый механизм принятия решений.
  • Тендерная система закупок.
  • Специфичность и сложность финансовых условий, а также механизмов осуществления закупок.
  • Постоянство во взаимоотношениях между государственными структурами и компаниями, оказывающими им услуги.
  • Впечатляющие масштабы.
  • Вовлечение административного ресурса во все процессы взаимодействия.

Как функционирует B2G рынок

Рынок B2G функционирует благодаря следующим формам отношений между государством и бизнесом:

  • Поставка товаров и оказание услуг государству.
  • Аренда (бизнес = арендатор, государство = арендодатель).
  • Лизинг техники.
  • Концессии.
  • Частно-государственные партнерства.

Чаще всего государство взаимодействует с владельцами бизнеса путем осуществления закупок. Закупки производятся в интересах различных органов власти, ведомств и их подразделений, а также для удовлетворения потребностей муниципальных образований и заказчиков. Процесс осуществления таких закупок сопровождается бюрократическими сложностями. Все закупки, инициируемые государством, должны проводиться в соответствии с многочисленными законами – как местными, так и федеральными.

Еще один способ взаимодействия коммерческих организаций и государственных органов называется частно-государственным партнерством. Такие партнерства создаются для того, чтобы совместными силами решать сложные социально-значимые задачи. В этой ситуации коммерсант инвестирует средства в определенный государственный проект, что способствует удовлетворению потребностей государства и общества.

Как осуществляются B2G продажи

Продажи в сфере B2G осуществляются профессионалами, которые обеспечивают:

  • проведение мониторинга потребностей клиентов (ведомств, учреждений);
  • поиск государственных заказчиков;
  • сопровождение сделок;
  • осуществление контроля над платежами госзаказчиков.

В целом, данная сфера бизнеса характеризуется сложностью и специфичностью взаимоотношений между сторонами. Работа в ней требует исключительных знаний в вопросах законодательства.

B 2 C (Business To Consumer ) - Бизнес для Потребителя. Модель используется для описания взаимоотношения между компаниями и потребителями и описывает рынок продажи товаров и услуг розничному покупателю.

Особенно модель B2C стала эффективна в среде Интернет, ведь электронная коммерция увеличивает рыночную активность компаний. Модель электронной коммерции облегчает и повышает качество взаимодействия предприятий (юридических лиц) с потребителями (физическими лицами), при которой товар или услуга находят своего покупателя гораздо быстрее. Прибыльность модели B2C в среде Интернет активно используется в экономике и приносит компаниям дополнительные прибыли.

B2B (Business–To–Business) - Бизнес для Бизнеса. Это модель взаимоотношения коммерческих организаций и она представляет собой торговлю между юридическими лицами. Модель B2B описывает рынок товаров производственного назначения. Модель B2B также особенно эффективна в среде Интернет, где она перспективна как для внутреннего рынка, так и для международного.

B2G (Business–To–Government ) - Бизнес для Государства. Это модель взаимоотношения между государством и бизнесом (юридическими лицами). В среде Интернет также расширяет свои возможности (например, системы электронных госзакупок).

Примеры вышеперечисленных бизнес-моделей: 1) сайты-каталоги какой-либо продукции; 2) сайты - электронные биржи по купле/продаже зерна, леса, металла, продукции легкой промышленности и сельского хозяйства; 3) сайты-аукционы по продажи излишков запасов чего-либо (например, TradeOut.com - сайт-аукцион по продаже излишков оборудования).

Товарная биржа является единой торговой площадкой для продавцов и покупателей, которые совершают сделки купли-продажи определенных групп товаров в соответствии с установленными на бирже правилами. К биржевым товарам принадлежат зерно, продовольственные товары, текстильное сырье, цветные металлы, нефть и нефтепродукты (всего биржевых товаров не более 65-70). Роль регулятора цены на бирже отводится котировке. По итогам биржевых торгов определяются средние цены, на которые ориентируются продавцы и покупатели при заключении будущих контрактов.

Электронные товарные биржи приобретают в мире все более широкое распространение. Ассортимент и количество биржевых товаров постоянно меняется. Сайты - электронные биржи сводят покупателей и продавцов на нейтральной торговой площадке, на которой и определяется реальная рыночная стоимость товара в динамике. При этом изменяет цену, как покупатель, так и продавец. Например, Fobchemicals.com - сайт-биржа для покупателей химических товаров, Promedix.com - сайт-биржа медицинских товаров, DirectAg.com - сайт-биржа сельскохозяйственных товаров.

Необходимо отметить, что в российской биржевой системе наметилось новое направление по переходу к торговле «классическими» биржевыми товарами в русле мировых тенденций. Например, в России используются следующие электронные торговые площадки: zol.ru, mtszerno.ru - межрегиональные торговые зерновые биржи; wood.ru, ruswood.com - электронные лесопромышленные торговые системы-биржи; forex-investo.ru - биржа Форекс - электронная система торгов мировыми валютами.

Сайты-аукционы предлагают продавцам особую торговую площадку, где они могут распродать свои товарные запасы, в том числе и избыточные. Покупатели могут соревноваться друг с другом в назначении цены на товар. Аукционы привлекательны покупателям (они покупают товары по заниженным ценам) и продавцам (они быстрее продают товары и получают дополнительные каналы сбыта своей продукции). Также продавец при такой модели ведения бизнеса может работать со многим покупателями одновременно.

Модель B2G активно используется государственными органами России. У любого государственного чиновника отсутствуют экономические стимулы для выбора наиболее выгодного для государства поставщика товаров и услуг. Мировой опыт показывает, что необходимо выработать такие механизмы приобретения товаров и услуг, которые будут жестко ограничивать чиновников, работающих на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях. Проведение открытых торгов и конкурсов позволяет снижать долю злоупотреблений в области закупок товаров для деятельности государственных учреждений и государственных корпораций. Решение задач оптимизации госзакупок позволит осуществлять и борьбу с коррупцией в этой области. На сегодняшний день рынок государственных закупок в России по-прежнему остается одним из самых коррумпированных рынков.

На едином общероссийском сайте zakupki.gov.ru можно ознакомиться с тем, как осуществляются государственные закупки в России. На этом сайте можно получить информацию о едином реестре государственных и муниципальных контрактов, о Федеральном реестре контрактов, обо всех заказах, опубликованных на Федеральном официальном сайте, о план-графиках размещения заказов. Все закупки госзаказчиков переведены на 5 электронных площадок, выбранных Минэкономразвития и ФАС России.

Еще одним примером систем электронных государственных закупок является сайт fabrikant.ru. МТС «Фабрикант» является официальной торговой системой Госкорпорации «Росатом». Этот торговый портал представляет собой российскую межотраслевую систему электронных торгов, позволяющую проводить полный комплекс конкурентных торгово-закупочных процедур по продаже или покупке продукции, работ и услуг в рамках корпоративных закупок предприятий и организаций.

К описанным выше основным трём бизнес-моделям часто добавляют такие модели:

C2B (C onsumer– T o– B usiness) - современная форма электронной коммерции, которая предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость для различных товаров и услуг, предлагаемых различными компаниями.

C2C (C onsumer– T o– C onsumer) - форма электронной или реальной торговли между потребителями. Для этого нужны площадки-посредники, на которых осуществляется торговля.

Примерами этих двух моделей C2B и C2C являются, например, аукционы e-bay.com и molotok.ru, а также сайты бесплатных объявлений по торговли или обмену автомобилей, электроники, сайты по продаже ненужных вещей, книг, подарков и т.п.: avito.ru , slando.ru, otdamdarom.ru, vsevobmen.ru и многие другие.

G 2 C (Government - To - Citizens ) - Государство для Гражданина. Модель предполагает обеспечение государством свободного доступа своих граждан к государственной информации.

G2G (Government- T o-Government) - Государство дляГосударства. Модель отражает взаимоотношение государственных органов между собой.

B 2 B 2С (Business - To - Business - To - Customer ) - Бизнес для Бизнеса и для Потребителя. Интеграцией моделей B2B и B2C в единой платформе является модель B2B2С.

Очень редко, но используются ещё такие модели:

E2E (Exchange-To-Exchange) - Биржа для Биржи. В рамках данной модели продавцы и покупатели выполняют транзакции не только в масштабе конкретной электронной биржи, но и между различными электронными биржами. E2E можно рассматривать как форму B2B.

B 2 E (Business - To - Employee ) – Бизнес для Сотрудника. Модель предполагает активное использование сетевых ИТ при выстраивании корпоративных взаимоотношений с сотрудниками.

Постоянно происходит сопоставление сложившейся модели ведения бизнеса компании с типовыми моделями, существующими в аналогичной отрасли. Для развития бизнеса существующая модель подвергается анализу, помогающему выявить недостатки, противоречия, узкие места. Это позволит определить перспективные инструменты развития собственного бизнеса.