09.01.2024

Классификация целей организации. Понятие цели, классификация и критерии управленческих целей Классификация целей в управленческой деятельности


Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей.

Обобщенная классификация целей

Признаки классификации целей Группы и виды целей
1. Содержание Экономические Технические Социальные Научные Организационные Экологические Политические
2. Период установления Стратегические Тактические Оперативные
3. Приоритетность Особо приоритетные Приоритетные прочие
4. Измеримость Количественные Качественные
5. Характер интересов (среда) Внешние Внутренние
6. Повторяемость Постоянно повторяющиеся Разовые
7. Временной период Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные
8. По функциональной направленности Финансовые Инновационные Маркетинговые Производственные Административные
9. По стадии жизненного цикла выпускаемой продукции На стадии проектирования и создания На стадии роста На стадии зрелости На стадии завершения жизненного цикла
10. Иерархия Цели всей организации Цели отдельных подразделений, проектов Личные цели работника
11. Масштаб Общефирменные Внутрифирменные Групповые Индивидуальные

Стратегические цели (от пяти до десяти лет) содержат в основном качественные установки; тактические цели (от года до пяти лет) содержат логическое развертывание стратегических целей; оперативные цели- это конкретизация стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе, содержат в основном количественные показатели.

Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов. В коммерческих фирмах превалируют экономические интересы (стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам), в соответствии с этим формируется состав экономических целей, в котором ключевая роль отводится показателям прибыли. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей- подготовка и обучение персонала, повышение квалификации, взаимоотношения в коллективе, условия труда; планируемые организационные изменения- в структуре, в системе управления; преобразования в области научных исследований и технологий.

По значимости цели классифицируют на особо приоритетные- с ними связано получение общего результата развития организации; приоритетные- необходимые для успеха и требующие внимания руководства; остальные- важные, но не срочные, требующие постоянного контроля.

Группировка по критерию повторяемости имеет значение для разработки методов реализации целей. Для постоянных и периодически повторяющихся целей разрабатываются методы, имеются ресурсы и люди, способные их реализовывать; новые или разовые цели требуют особого внимания руководства, так как для их решения надо заново создавать методический аппарат, обучать людей, привлекать новые ресурсы.

По среде цели классифицируются на внутренние- цели самой организации и внешние цели, связанные с ее деловым окружением- поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками.

Группировка по критерию структуры позволяет наряду с группой целей для организации в целом выделить цели входящих в ее состав структурных подразделений.

Функциональный подход требует установления целей для всех функциональных подсистем. В этом процессе принимают участие менеджеры высшего и среднего уровня, которые должны скоординировать свои функциональные интересы с целями развития организации.

Цели существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла:

-на первой стадии фирма нацелена на то, чтобы выйти на рынки, установить деловые отношения с партнерами, найти необходимые средства для стартовой деятельности, выжить;

Для второй-роста- приоритетными являются отражающиеся успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты : расширение поля деятельности, достижение стабильности и прибыльности, совершенствование структуры управления, привлечение квалифицированных специалистов, стратегическое планирование деятельности, поиск новых финансовых источников для роста;

-на стадии зрелости: контроль за финансами , использование конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста, дальнейшее совершенствование структуры управления, введение новых систем и методов управления;

-завершение жизненного цикла: продажа имущества, увольнение работников, продажа фирмы др. собственнику.

Цели организации конкретизируют ее дальнейшую деятельность и должны соответствовать следующим требованиям:

1) быть конкретными, четко определенными и подлежать определению;

2) иметь различную продолжительность действия

Оперативный, текущий - до одного года;

Среднесрочные - от одного до пяти лет;

Долгосрочные - от пяти до десяти лет;

Перспективные - на неопределенный период, направлены на будущее, неограниченные во времени;

3) быть реальными (чего можно достичь с имеющимися организационными ресурсами);

4) не должны возникать противоречия между ними, а наоборот, они должны взаимодополнять друг друга

Управление по целям ориентируется на достижение совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель от высшего звена до низшего должен иметь четкие цели в пределах его полномочия нь. Процесс планирования по целям происходит в четыре этапаи:

1) определение полномочий и обязанностей всех руководителей предприятия;

2) разработка целей менеджмента в рамках установленных полномочий;

3) составление реальных планов достижения определенных целей;

4) установление контроля, осуществления анализа, оценки работы и ее результатов каждого менеджера подразделений

Концепция управления по целям предполагает:

Использование творческого потенциала коллектива. На этот фактор ориентирован конечные результаты фирмы;

Наличие сильной;

Организация должна иметь 4-6 основных целей;

Ключевые результаты фирмы определяются по следующим трем показателям:

1) коммерческая деятельность (оборот фирмы, покрытие расходов, постоянные и временные издержки производства, доля на рынке сбыта, рентабельность и платежеспособность фирмы, использование капитала);

2) функциональная деятельность фирмы (количество и качество продукции"использование проектных или производственных мощностей, сырья, материалов, энергии);

3) некоммерческая деятельность фирмы (эффективность работы персонала, мотивация работников, сотрудничество с другими организациями, опыт работы сотрудников, имидж предприятия)

Управление по целям начинается с анализа того, что разработан па определенный момент, перспективного будущего, и корректировках следует внести при реализации целей. Следующим шагом является составление декларация аций. Декларация - это документ, имеющий индивидуальные и коллективные цели работников организации и подразделений. Все цели, сформированные в декларации, классифицируются по следующим направлениямми:

Конечный результат фирмы (например, выпуск определенного объема продукции или предоставления услуг);

На осуществление определенного вида работы или участки работы (например, усовершенствование технологии);

На достижение определенного состояния объекта управления (повышение квалификации)

Декларация позволяет определить конкретных лиц, ответственных за дело, обязанности каждого, персональную ответственность, создание условий для поощрения

Положительными признаками управления с целями считаются:

Улучшение эффективности работы организации за счет того, что каждый имеет четкое представление о своих целях и цели;

Повышение мотивации к работе как результат участия в реализации цели;

Улучшение отношений между руководством и подчиненными;

Совершенствование системы контроля и оценки работы каждого члена организации

Отрицательными признаками управления по целям являются:

Неэффективность такой системы управления на тех предприятиях, где, как правило, цели ставят представители высшего звена, не поощряя их постановки и решения менеджеров среднего и нижнего. Лано ок

Неэффективность такой системы в случае, если нет личной мотивации;

Недостаток необходимой информации;

Плохое состояние контроля в организации;

Неэффективность такой системы на тех предприятиях, где нет инициативы, а также когда есть бюрократический стиль управления;

Неэффективность системы, если руководство концентрирует внимание на достижении краткосрочных и текущих результатов фирмы и не оценивает долгосрочные цели

Изучая основные понятия, положения и институты административного права как одной из основных отраслей публичного права , следует осмыслить сам термин «административный», означающий в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», т. е. имеющий государственный, властный характер.

По своей сути административное право - государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан , для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности. Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти , государством и обществом в целом.

Система управления - совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.

Признаки системы управления .

Первый признак системы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е. системы иерархичны (соподчинены).

Второй признак системы управления - это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) - эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, - так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности , муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признак системы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

Социальное управление: государственное и общественное

Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

Сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;

Целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;

Наличие в системе управления элементов управления:

  1. субъект управления - руководитель;
  2. объекты управления - подчиненные;
  3. прямые связи (приказы, команды, указания и др.);
  4. обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);

Правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права , обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти , государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

Цели и функции управления, их классификация. Управленческий цикл

  • по содержанию (например, экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);
  • по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом иерархия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей), одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с другими (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «деревом целей». Однако приоритет целей «подвижен», так как зависит от влияния факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с приоритетом цели в реальном режиме времени, т. е. сформулированная приоритетная цель должна быть адекватна действиям факторов и условиям внешней среды.

Классификация функций органов управления:

  1. основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти , государственного управления ;
  2. обеспечивающие - функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.

К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права .

Управленческий цикл - повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.

Цикл управления:

  1. выявление и осмысление актуальной проблемы управления;
  2. формулирование целей и постановка задач;
  3. подготовка и принятие управленческих решений и их правовое закрепление;
  4. организация исполнения управленческих решений;
  5. коррегирование управленческого решения и регулирование системы управления.

Цель административно-правового регулирования - создание стабильности управленческих отношений в уже организованной и упорядоченной системе в целях повышения вероятности реализации знаний, опыта, прав , свобод и законных интересов всех субъектов административного права .

Принципы организации деятельности органов государственного управления

Существуют специальные принципы, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления : например, органы ФСБ , МВД используют регламентированные законами принципы конспирации, сочетание гласных и негласных форм деятельности, например в борьбе с организованной преступностью и другими особо опасными преступлениями . А также организационные принципы:

Принцип плановости и прогнозирования - разработка комплексных федеральных программ по осуществлению динамически устойчивого развития общественных процессов на основе познанных объективных законов , закономерностей социального управления.

Принцип объективности - анализ и учет фактического состояния процесса управления, его устойчивого и динамического развития, а также определение комплексных мер по поддержанию требуемого уровня процесса управления.

Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из органов управления и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы.

Принцип научности выражается в применении научных методов познания законов и закономерностей процесса управления, их теоретической систематизации и использовании на практике, использовании научных методик и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработке с применением количественных методов на базе ЭВМ, а также выявлении и осмыслении актуальных проблем, формировании приоритетных целей по их разрешению, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

Принцип рациональности, т. е. целесообразность достижения желаемого результата, заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших ресурсных затратах (силах и средствах, финансовых, временных ресурсах и др.).

Принцип ответственности органов управления и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы.

Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью реализуется практически во всех органах исполнительной власти , даже там, где основным принципом управления является единоначалие (например, в МВД РФ).

Принцип линейности обеспечивает руководителю по предметам ведения и в пределах его компетенции возможность реализовывать все функции и задачи по отношению к своим подчиненным и персонально нести ответственность за результаты работы органа управления.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией.

Принцип единства и централизации характерен для отраслевых и особенно для военизированных органов исполнительной власти .

Органы государственного управления: понятие и функции

Контроль - форма обратной связи, позволяющая устанавливать, насколько точно реализуются заданные субъектом управления параметры функционирования системы.

Цели контроля органов государственного управления:

  • направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности осуществления принятых решений;
  • совершенствование деятельности путем своевременного обнаружения и устранения возникших отклонений и их причин.

Тема 3. Природа и состав функций менеджмента

3.1. Миссия, цель и функции управления.

3.2. Стратегия и тактика в менеджменте.

Основные понятия и категории: миссия, цели менеджмента, функции управления, стратегия и тактика менеджмента, внутренняя и внешняя среда.

3.1. Миссия, цель и функции управления

Миссия организации – это набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация, своеобразная философская, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности.

Целеполагание – этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.

Цель очень важное понятие в менеджменте. Нельзя в ней видеть только лишь представление о будущем. Она имеет сложную структуру.

Цель менеджмента - это идеальное состояние образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системой. Управление осуществляется для того, чтобы достигнуть такого состояния управляемой системы, которое в представлении менеджера является наилучшим. Это представление содержит понимание действия объективных законов (необходимое), опыт ошибок и достижений, оценки реальностей (возможное) и фантазии относительно будущего (желания)

Вышеназванные элементы цели могут находиться в различных соотношениях. Тщательный учет действия объективных законов делает менеджмент научным, определяет научный подход. Преобладание фантазии и эфемерных желаний превращают управленческую деятельность в субъективизм и волюнтаризм. Если главное внимание уделяется оценке возможностей, и использованию опыта, то управление становится осторожным, прагматическим. Это не плохое управление, но в нем исчезает понимание перспективы.

Отсюда важной является способность менеджера отделить желательное от нежелательного, возможное от невозможного, необходимое от случайного. Цель должна разрабатываться аналитически, она зависит от учета всех факторов ее формирования – информации, методологии, профессионализма, организации разработки, осознанного опыта, интуиции менеджера.

При этом нельзя не учитывать, что цели могут быть различными.

Классификация целей менеджмента

И науке и практике необходима классификация целей. Науке – для более глубокого понимания роли цели в менеджменте, практике – для более обоснованной разработки и удачного выбора цели

Классифицировать цели можно по разным критериям. По масштабам можно выделить цели локальные и общесистемные, по формулировке – четкие и размытые, по области деятельности – экономические, социальные, организационные, технологические, в ином ракурсе этого критерия – производственные, маркетинговые, цели управления персоналом, проектные, по временному периоду – стратегические и тактические, по содержанию – структурированные и неструктурированные, по значимости – судьбоносные и незначительные.


Цель определяет все характеристики менеджмента. Она является главным фактором методологии, несет в себе организационно и социально интегрирующий заряд, закладывается в основу стратегической программы развития организации, позволяет готовиться к возможным изменениям.

Но такая роль цели зависит от ее содержания и классификационной принадлежности. Конечно, цель мелкая, недальновидная, незначительная не обеспечивает эффективного управления. Разработка и формулирование цели является важнейшей функцией менеджмента. В условиях нестабильности экономической обстановки роль цели повышается, но и разработка ее усложняется.

Постольку, поскольку цель это видение будущего, она несет в себе и элемент индивидуальности менеджера, его искусство понимать обстановку и предвидеть изменения.

Функции менеджмента в своем сочетании должны соответствовать цели. Такое соответствие должно быть и между целью и средствами управления, между целями и технологиями менеджмента.

Лекция 4: Цели и функции управления

План лекции:

1. Миссия организации

2. Цели организации и их классификация;

3. Управление по целям;

4. Функции управления.

Миссия организации

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направ­лений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.

Дословномиссия означает «ответственное задание, роль».

Роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интере­сы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию из­нутри, и тех, кто воспринимает организацию извне.

В широком понимании миссия – это философия и пред­назначение, смысл существования организации.

В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой при­чине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организа­ции, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании.

Цели формулирования миссии.

Для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации.

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация.

Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

Является базой для установления целей организации, обеспе­чивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выра­ботке стратегии организации, устанавливая направленность и до­пустимые границы функционирования организации;

Дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки и использования;

Расширяет для работника смысл и содержание его деятель­ности и тем самым позволяет применять более широкий набор при­емов мотивирования. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относи­тельно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отно­шение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.



Миссия должна вырабаты­ваться с учетом следующих пяти факторов:

история фирмы , в процессе которой вырабатывалась филосо­фия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

существующий стиль поведения и способ действия собствен­ников и управленческого персонала;

состояние среды обитания организации;

ресурсы , которые она может привести в действие для дости­жения своих целей;

отличительные особенности , которыми обладает организа­ция.

Подходы к содержанию миссии:

– акцент на интересах , ожиданиях и ценностях потребителей, ориентированных на перспективу (пример – формулировка миссии компании «Форд» предоставление людям дешевого транспорта);

– акцент на качестве – понятии, которое раскрывается с разных сторон, давая представления о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы.

В сопровож­дающей миссию ее расшифровке должны быть отражены :

целевые ориентиры организации, отражающие то, на реше­ние каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной пер­спективе;

сфера деятельности организации, отражающая то, какой про­дукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

философия организации , находящая проявление в тех цен­ностях и верованиях, которые приняты в организации;

возможности и способы осуществления деятельности органи­зации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возмож­ности для выживания в долгосрочной перспективе, каким спосо­бом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.

Цели организации и их классификация

Цели - это конкретное состояние отдельных характе­ристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее дея­тельность.

Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости от периода времени, требуемого для их достиже­ния, цели делятся на долгосрочные (достижение которых предполагается к концу производственного цикла) и краткосрочные (характерна гораз­до большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять)) .Иногда, если возникает необ­ходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями уста­навливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

Особенности целей:

– Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности;

– Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов;

– Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез;

– Чем наиболее отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

Существу­ет четыре сферы (направления), в которых организации устанавливают свои цели:

1. В сфере доходов:

прибыльность , отражаемая в показателях типа величины при­были, рентабельности, дохода на акцию и т.п.;

положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

производительность , выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, в отдаче с единицы производствен­ных мощностей, объеме производимой в единицу времени продук­ции, достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности;

финансовые ресурсы , описываемые показателями, характери­зующими структуру капитала, движение денег в организации, вели­чину оборотного капитала, сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование;

мощности организации , выражаемые в целевых показателях, касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т.п.;

разработка, производство продукта и обновление техноло­гии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта, выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара;

2. В сфере работы с клиентами:

работа с покупателями , выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупа­телей и т.п.

3. В сфере работы с сотрудниками:

изменения в организации и управлении , отражаемые в пока­зателях, устанавливающих задания по срокам организационных из­менений, определение критических областей управленческого воздействия;

человеческие ресурсы , описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, по­вышение квалификации работников, обеспечение условий необходимых для развития творческого потенциала работников, повышение уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих;

4. В сфере социальной ответственности :

оказание помощи обществу , описываемое такими показателя­ми, как объем благотворительности, сроки проведения благотвори­тельных акций и т.п.

5. В сфере инноваций:

Приоритетным является завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции;

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпози­цию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обу­словлена тем, что:

Цели болеевысокого уровня всегда носят более широкий ха­рактер и имеют более долгосрочный временной интервал достиже­ния;

Цели болеенизкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Требования к целям:

· цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников.

· цели должны быть гибкими. Цели следует устанав­ливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.

· цели должны быть измеримыми ,т.е.цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель до­стигнута.

· цели должны быть конкретными, обладающими необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осущест­вляться движение организации.

· цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но иерархическая совмес­тимость - не единственное направление установления совмести­мости целей.

· цели должны быть приемлемыми для основных субъ­ектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. (Виханский О.С. Стратегический менеджмент)