01.01.2024

Основы вэд. Введение Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности


Находясь в условиях жесткой конкуренции, любая российская компания, занимающаяся оказанием услуг, стремится найти ресурсы, которые помогут ей выдвинуться на первый план, стать лидером в своей области. Знание основ внешнеэкономической деятельности и умение применить его на практике - залог повышения статуса транспортно-логистической компании, т.к. ВЭД - это прежде всего осуществление экспортно-импортных операций, а транспортно-логистические компании не занимаются торговыми услугами. Таким образом, данный комплекс услуг является дополнительным видом деятельности подобных компаний.

Предстоящее вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию) открывает заманчивые перспективы. Осуществление внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - это неотъемлемая часть функционирования сегодняшнего транспортно-логистического рынка. Попытаемся определить, что подразумевается под понятием ВЭД.

Прежде всего, это грамотное и профессиональное с юридической точки зрения составление контрактов и внутренних соглашений. В данном случае контракты - соглашения сторон о поставке товара, имеющие юридическую силу и предоставляемые таможенным органам при осуществлении соответствующего оформления. Внутренние соглашения имеют дополнительный характер и оформляются по требованию иностранных партнеров для детализации перечня услуг. Такие соглашения, как правило, не имеют юридической силы, т.е. они не являются гарантом поставки. Сегодня многие экспедиторские компании готовы оказать клиенту помощь в согласовании пунктов контракта, детально объясняя иностранному партнеру ценность каждого условия.

ВЭД также подразумевает подготовку полного пакета документов, содержащего счет-фактуру, спецификацию, упаковочный лист и все необходимые документы таможенного оформления груза на территории РФ. Часто клиенты не хотят подготавливать документы такого рода или просто не знают, как они должны выглядеть, где и какие данные необходимо указывать. Кроме того, иногда возникает путаница относительно поставляемого товара. Он может не соответствовать заказу, сделанному клиентом, например, из-за того, что при переводе прайс-листа на другой язык произошли изменения в названии товаров. Клиент может отказаться от груза, но что делать, если его заказ срочный и от поставки в срок зависит работа целой организации. Таким образом, выбор будет сделан в вашу пользу, если вы сможете обеспечить доставку груза в срок и без ошибок.

Как уже упоминалось, ВЭД подразумевает также подготовку разрешительных документов для прохождения таможенного контроля: санитарноэпидемиологического сертификата, сертификата соответствия (ГОСТ РФ), разрешения Министерства связи и др. Набор необходимых документов зависит от особенностей товара и от мер нетарифного регулирования ввоза продукции. Стоит отметить, что не все знают, как получить разрешительный документ, какую информацию предоставить и куда обращаться в итоге. Компании, в пакет услуг которых входит данный функционал, могут получить документы в достаточно короткий срок, т.к. данный механизм у них уже отработан до мельчайших деталей.

Отметим еще один важный компонент ВЭД - осуществление финансовой деятельности. Проблему получения уже «очищенного» товара (находящегося в свободном обращении) на территории РФ без осуществления отдельных денежных переводов (за товар, перевозку и терминальную обработку груза, таможенные и транспортно-экспедиторские услуги) можно достаточно легко решить на профессиональном уровне. Не все компании занимаются ВЭД, многие не имеют необходимой регистрации и ведут торговую деятельность только на территории РФ, не привязывая себя к внешнеторговым договорам купли-продажи.

Таким образом, если проанализировать все вышесказанное относительно ВЭД, то становится понятно, что практически все транспортно-логистические компании осуществляют ее и стремятся не только расширить свое активное поле, но и улучшить качество оказываемых услуг. Если у вас нет опыта в этой области, то лучше обратиться к фирмам, занимающимся аутсорсингом ВЭД.

С чего начать?

Если вы планируете осуществление экспор-тных/импортных операций, то прежде всего обратите внимание на контракт - это единственный документ, защищающий ваши права. Любой внешнеторговый контракт должен содержать стандартный набор пунктов, прописанных в любом учебнике. Обратим особое внимание на те из них, которые в идеале обсуждаются еще на стадии переговоров.

1. Предмет контракта. Прежде всего, необходимо понимать, что ваш контракт будет представлен двум инстанциям:

■коммерческому банку, обслуживающему ваши операции;

■таможенным органам РФ при осуществлении соответствующего оформления груза.

В контракте можно указать наименование товара, его количество и стоимость. Если же вы не определились, что конкретно будете ввозить/вы-возить, то можете указать лишь сферу использования товара, например, «Продукция для химической промышленности». Такой вариант довольно часто используется, а контракт в этом случае носит название рамочного. Стоимость товара по рамочному договору обычно определяется калькуляцией всех его приложений, в которых указывается характеристика товара, его количество, стоимость, также могут быть прописаны сроки поставки.

2)Условия поставки: правила INCOTERMS 2000. Они носят рекомендательный характер, т.е. вы не обязаны следовать им, но на практике на эти правила всегда делается ссылка. Данное условие также оказывает влияние на расчет таможенной стоимости ввозимого/вывозимого товара. Важно, что правила INCOTERMS 2000 регулируют не переход права собственности на товар, а ответственность за порчу или утрату груза. Осуществление перехода права собственности на товар должно быть урегулировано отдельным пунктом контракта.

3)Стоимость товара. В контракте обязательно должна фигурировать данная величина как налогооблагаемая база с указанием условия поставки товара. Если контракт - рамочный, то необходимые сведения должны содержаться в приложениях. Следует обратить внимание на то, что валюта контракта и валюта платежа могут не совпадать. В этом случае сторонам следует оговорить данное условие в отдельном пункте.

4)Гарантия. В зависимости от характера груза данный пункт контракта может быть как чрезвычайно важным, так и наоборот. В основном он имеет значение для импортеров высокотехнологичного оборудования, запасных частей, оборудования для нефтехимической, горнодобывающей промышленности и цветной металлургии. Гарантия на поставляемое оборудование должна защищать интересы обеих сторон, поэтому обычно ее срок и четкая формулировка устанавливаются на стадии переговоров и вносятся в проформу контракта уже на начальной стадии обсуждения.

5)Санкции. На данный пункт следует обратить особое внимание, а именно: в суде какой страны будут проводиться слушания в случае возникновения разногласий между вами и вашим контрагентом. Если изначально не определить это в контракте, вступят в силу правила международного арбитража.

Необходимо обратить особое внимание на то, что контракт должен быть подписан обеими сторонами. Двуязычный документ подписывается каждой стороной в русском и иностранном варианте.

Также не стоит забывать о том, что в контракт можно вносить уточнения посредством дополнительных соглашений, причем последние должны быть правильно оформлены с юридической точки зрения, вступать в силу при подписании их обеими сторонами и предшествовать осуществлению операций, уточняющихся данным соглашением.

Таким образом, внешнеторговый контракт должен быть составлен так, чтобы защитить ваши интересы и не противоречить нормам российского и международного права. Особое внимание стоит уделить разработанным Международной торгово-промышленной палатой условиям поставки INCOTERMS 2000 и методам определения таможенной стоимости товара (Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 ред. от 10.11.06 «О Таможенном тарифе, Федеральный закон РФ от 08.11.05 №144- ФЗ).

Взаимоотношения с отправителем груза

Если отправитель груза и его производитель являются одним и тем же юридическим лицом, то процесс согласования и составления контракта на поставку товара будет осуществляться аналогично вышеизложенному. В связи с упрощенной процедурой ВЭД за рубежом иностранные контрагенты, как правило, осуществляют свою деятельность на основании выставленных счетов-фактур и достаточно редко заключают между собой контракты на поставку продукции. Если груз отправляет посредник, вам следует оговорить:

■получение от производителя груза гарантий на поставку товара;

■правильность оформления сертификата происхождения и сертификата качества;

■получение копии экспортной декларации на товар, которая будет необходима в ходе таможенного оформления при ввозе товара на территорию РФ.

Если в процессе прямого контакта с производителем во время перевозки груза вы сможете решить данные вопросы, то посредник предоставит вам лишь окончательный вариант результатов переговоров. Подчеркиваем, что экспортная декларация предоставляется согласно условиям INCOTERMS 2000, за исключением EXW (франкозавод).

Таможенная стоимость товара

Ранее уже был сделан акцент на понятии таможенной стоимости товара и методов ее вычисления согласно таможенному законодательству РФ. Необходимо понимать, что любой из упомянутых методов может быть обоснован декларантом и таможенным брокером, осуществляющим процесс таможенного оформления. Согласно ст. 323, 363 ТК РФ таможенные органы вправе требовать любые документы, подтверждающие стоимость товара. Основное противоречие заключается в том, что таможенные органы должны выполнять контролирующую и фискальную функцию и исчислять таможенные платежи с реальной стоимости продукта в условиях российской действительности. Если в результате переговоров с производителем цена достигла чрезвычайно низкого уровня, вам придется документально подтвердить этот факт, причем таможенные органы отнесут вашу сделку в разряд демпинговых, т.е. будут рассматривать вопрос об исчислении таможенных платежей с полной суммы контракта. Часто цена товара сравнивается с внутренней российской стоимостью, т.к. таможенные органы не владеют базой данных всех импортеров той или иной страны в силу конфиденциальности информации. Таким образом, на практике получается замкнутый круг: каким бы ни был размер скидки, полученной вами в процессе покупки, пошлину государству вы должны заплатить с учетом среднего международного уровня цен.

Доказательством реальности стоимости является ряд документов, предоставляемых таможенным органам по требованию. При этом требование или уведомление должно иметь соответствующую форму и содержать не только ссылку на ст. 323, 363 ТК РФ, но и представлять детальное и подробное обоснование сути претензии. Несоблюдение норм также является нарушением (прежде всего со стороны уполномоченных органов) и может быть рассмотрено в судебном порядке в вашу пользу.

Проблемы в процессе

В сфере международных перевозок постоянно возникают проблемы, которые просто невозможно предугадать и которые затрагивают специфические аспекты ВЭД. Например, вы обращаетесь в экспедиторскую компанию и просите осуществить международную перевозку груза. Агент связывается с вашим отправителем и выясняет, что согласно составленному контракту вы забираете груз на условиях EXW (INCOTERMS 2000), т.е. оформляете груз в стране отправления. Проблема пустяковая, но с вашей стороны потребуется время для ее решения. Проще всего обратиться к представителям вашей логистической компании, которые могут:

■оформить экспортную декларацию (в том случае, если агент предоставляет услуги такого рода);

■оформить дополнение соглашения к вашему контракту, в котором будут оговорены или стоимость оформления, или любое другое условие поставки;

■провести экстренные переговоры с отправителем по вопросу оформления вывозимого товара на основании выставленного им счета-фактуры за услуги.

В любом из вышеперечисленных вариантов клиент получает решение данной проблемы быстро и качественно.

Еще одним наглядным примером проблем, возникающих в процессе доставки товара, является поставка на условиях DDP (INCOTERMS 2000). Многие иностранные компании, стремящиеся освоить российский рынок, заключают контракты на условиях оплаты расходов в полном объеме, связанных с доставкой груза и таможенным оформлением. Однако проблема заключается в том, что для российской таможни подобные условия поставки не характерны. В результате возникает ряд вопросов и уточнений, которые можно решить только в случае правильного оформления контракта, спецификации и счета-фактуры, в которых детализированы цена и условия поставки, а также стоимость доставки товара до границы РФ. Также необходимо быть готовым к тому, что на этапе согласования вам придется неоднократно объяснять иностранному партнеру все особенности российских реалий, чтобы получить от него документы, необходимые для въезда в Россию. Среди них те, которые отражают ваши расходы до момента оформления выпуска товара в свободное обращение на территории РФ.

Приведем еще один пример. В оформлении транспортных документов на груз перевозчиком была допущена ошибка, и вместо двух кодов ТН ВЭД (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) он указал один. Проблема, на первый взгляд, несложная. Однако это грозит пересмотром ставки таможенной пошлины на ваш товар, что в итоге может привести к финансовым убыткам.

Еще раз отметим важность обязательных знаний международных правил поставки. Обратимся к примеру. Поставка груза осуществляется на условиях CIF. При выгрузке товара с судна обнаруживаются его видимые повреждения. В результате возникает вопрос, кто именно будет нести ответственность за порчу. Все зависит от момента возникновения повреждений. Если у вас есть расписка капитана о приеме груза на судно и в ней ничего не сказано о состоянии товара, то ответственность лежит на вас. Вопрос со страховой компанией придется решать вам как импортеру груза, т.к. по условиям CIF в момент перемещения груза с судна ответственность за порчу товара переходит от Продавца к Покупателю (аналогично условию FOB).

Можно привести много примеров возможных проблем, связанных с документооборотом и таможенным оформлением. Главное, что наличие необходимых знаний у сотрудников экспедиторских компаний и творческий подход с их стороны к решению сложных задач играют ведущую роль в получении заказа на поставку и удержании клиента.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что сегодня на рынке транспортно-логистических услуг больше ценится качество обслуживания, а не ценовой показатель. Для того чтобы качество предоставляемых вами услуг было соответствующим, необходимо обладать способностью предугадывать и оперативно решать любые проблемы вашего клиента. Комплекс услуг ВЭД дополнит ваш пакет и повысит конкурентоспособность вашей компании, поможет привлечь клиента, стремящегося полностью освободить себя от таможенных головоломок и решения вопросов с налоговыми органами.

Журнал Л ОГИСТИКА СЕГОДНЯ ■ 02(26)2008

Базисные условия поставки и основные принципы их систематизации (ИНКОТЕРМС-2000).

В контрактах после каждого базисного условия обязательно указывается определённое место поставки, пункт отгрузки или назначения.

В тексте Инкотермс дано толкование каждого из 13 базисных условий с изложением конкретных обязанностей Продавца и Покупателя. Стороны внешнеторговых контрактов часто договариваются о применении Инкотермс-2000 либо в полном объеме, либо с какими то изъятиями.

При выборе базисных условий поставки учитываются следующие факторы:

· Специфика товара

· Собственные возможности, средства для поставки товара.

· Возможности использования альтернативных видов транспорта, разных маршрутов для перевозки.

· Калькуляцию совокупных транспортных расходов.

· Условия обработки грузов в местах погрузки, выгрузки и перевалки.

· Величину различных пошлин.

· Степень сложности получения и оформления необходимых док.

· Сложившуюся практику.

· Собственный опыт.

Согласно Инкотермс по требованию Покупателя за его счёт Продавец обязан произвести страхование от ряда специальных рисков.

Страхование должно покрывать, как минимум, предусмотренную в контракте купли-продажи цену плюс 10 % (т. Е. 110%) и должно быть заключено в валюте контракта.

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России).

Практическую реализацию системы мер содействия экспорта осуществляет департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России.

Пз 1. Виды обеспечения ВЭД

Различают следующие виды обеспечения ВЭД:

Организационно-методическое

Правовое

Таможенное

Финансовое

Страховое

Маркетинговое

Информационное

Инфраструктурное

Транспортное

Л 2. Транспортное обеспечение ВЭД

Транспортное обеспечение ВЭД осуществляет транспортная логистика

Автомобильный транспорт

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечивают экономические связи нашей страны со странами Европы, Ближнего Востока и Азии.

Структура перевозок весьма разнообразна. Они делятся на две основные группы: перевозки грузов внешней торговли (машин, станков, оборудования, сырья и ресурсов) и перевозки грузов неторгового характера (дипломатических грузов, движимого имущества при переселении, экспонатов и т. п.).



Международные перевозки в зависимости от периодичности выполнения могут быть регулярными и разовыми.

Основным документом, который используется в автомобильном перевозке - это товаротранспортная накладная.

Ее функции:

1. Это договор о перевозке.

2. Это товаророзпоряджувальний документ.

3. Это расписка.

Автомобильные перевозки регулируются конвенцией о договоре международных перевозок грузов автомобильным транспортом.

Оплата автомобильных перевозок осуществляется в соответствии с автомобильных тарифов. Они устанавливаются в расчете за перевозку одной тонны груза на определенное расстояние.

Автомобильные тарифы могут также включать:

o надбавки;

o установленные суммы автомобильных тарифов.

При осуществлении автомобильных перевозок наряду с автотранспортной накладной используются следующие документы:

1. Письма упаковки.

2. Отгрузочные спецификации.

3. Сертификаты качества.

4. Другие документы, которые необходимо предоставить в соответствии с национальным законодательством страны при введении товара на ее таможенную территорию или при транзите товара.

Международные перевозки регламентируются соглашениями о международном автомобильном сообщении между правительствами нашей и договаривающейся страны.

В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (закрепляет единообразную систему дорожных знаков и сигналов, единую разметку дорог); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. (ДОПОГ); Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975 г. (СМА).

Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ или ЦМР) и Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) 1975 г. (Конвенция МДП).



Область применения КДПГ – регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.

В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется. В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов.

Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции – книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ, членом которой Россия является с 1997 г.

Поскольку автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда. Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности. В Европе с 1953 г. действует международная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).

Гарантии при причинении вреда третьим лицам автотранспортным средством предоставляются и на международном уровне в соответствии с Гаагской конвенцией.

Перевозка грузов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых на каждый рейс и дающих право совершить перевозку туда и обратно.

Если же общая масса грузов и автотранспортных средств или их габаритные размеры не входят в установленные и действующие на территории другой страны нормы, а также если необходимо перевозить опасные грузы, то, кроме обычных разрешений, требуются еще и специальные.

Все автотранспортные средства и управляющие ими водители подвергаются таможенному контролю. Подвижной состав, осуществляющий международные перевозки, должен иметь национальные регистрационные номера и отличительные знаки.

На международных перевозках используются большегрузные автомобили и автопоезда-фургоны. Движение осуществляется по сквозной системе. Экипаж автомобиля состоит из двух водителей.

Эффективность выполнения международных перевозок автомобильным транспортом состоит в обеспечении доставки груза «от двери к двери».

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные перевозки. Это перевозки товаров по железной дороге из страны в страну. Основной документ, который используется при железнодорожных перевозках является железнодорожная накладная.

Функции железнодорожной накладной:

1. Это соглашение о перевозке.

2. Это документ на распоряжение товаром.

3. Это документ, подтверждающий принятие груза к перевозке.

Железнодорожные перевозки регулируются международными конвенциями.

В частности:

Европейские страны руководствуются конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Участниками КО-тиф есть 33 страны Европы, Азии, Африки.

КОТИФ включает:

1. Условия перевозки груза.

2. Ставки платежей перевозок.

3. Сроки доставки груза.

4. Размер ответственности железной дороги в случае несохранение груза.

Особенности организации международных железнодорожных сообщений Международные железнодорожные перевозки характеризуются значительными масштабами перемещения пассажиров и грузов на значительные расстояния, особенностями деятельности транспорта, передачей перевозочных средств во временное пользование перевозчикам иностранных государств. Они имеют ряд особенностей, которые касаются как организации международных железнодорожных сообщений, так и процедуры осуществления перевозок, а также системы международных источников, которые их регулируют. Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем. Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи западных и восточных стран Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран. Во-вторых, в таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров, а также грузов иностранным железным дорогам. Процесс передачи может осуществляться двумя способами: а) вместе с транспортом (вагонами и иными перевозочными приспособлениями); б) без транспорта. В зависимости от способа передачи объектов международной железнодорожной перевозки приграничным станциям осуществляется путем либо пересадки пассажиров или перегрузки грузов, либо перестановки колесных пар вагонов. Обе процедуры достаточно сложны. Они требуют четкого взаимодействия железных дорог, нормативной регламентации комплекса организационно-технических вопросов. В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров и грузов вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дорогой другого государства. Реализация этого способа связана с необходимостью регламентации ряда чрезвычайно важных вопросов, без решения которых невозможно осуществление передачи. Это вопросы, касающиеся порядка и условий передачи вагонов, их рационального использования, своевременного возврата в сохранности. Анализ основных особенностей организации международных железнодорожных сообщений показывает, что они тесно переплетаются с установленным порядком осуществления перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Это проявляется, в частности, в системе взаимосвязанных нормативных положений о порядке пересечения перевозчиком границ и передачи пассажиров, а также грузов на пограничных станциях железным дорогам иностранных государств. В рамках организационных моментов пересечения границы на первое место выходит определение железнодорожных линий, используемых для международных перевозок, а также вопросы контроля компетентных органов порядка пересечения границы и наличия необходимых документов. Относительно порядка осуществления международной перевозки грузов следует отметить, что помимо существующей обязательной их передачи на границе железной дороге иностранного государства и применения при этом одного из двух способов такой передачи важное значение имеет вопрос организации перевозки отдельных видов грузов. Речь идет о перевозках железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками и повагонными отправками. Для каждого вида перевозки установлен свой правовой режим. Проявляется это в определенных ограничениях перевозки отдельных видов грузов, в разных сроках их доставки, в неодинаковых ставках провозных платежей. Что касается ограничений перевозки, то не могут, например, перевозиться мелкими отправками опасные грузы, взрывчатые вещества, животные и некоторые другие грузы. Перевозки мелкими и повагонными отправками осуществляются в разных скоростных режимах. Для них установлены разные сроки доставки грузов. По-разному решается вопрос о выполнении погрузочных работ. Погрузка груза, перевозимого мелкими отправками, как правило, возлагается на перевозчика, а повагонными – на отправителя. И, наконец, устанавливаются разные провозные платежи. Ставки при перевозках мелкими отправками более высокие по сравнению со ставками при перевозках повагонными отправками. Свои особенности имеет нормативно-правовая база, регулирующая международные железнодорожные перевозки, а также организацию международных железнодорожных сообщений.

Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях соглашения о международных железнодорожных перевозках 1980 г. (КОТИФ). В качестве Приложения к КОТИФ разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение А – Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение В – Единые правила МГК). К МГК принято специальное дополнение – Правила международного грузового сообщения, представляющие собой служебную инструкцию к КОТИФ.

Положения КОТИФ применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из них в Россию.

КОТИФ распространяются не только на железнодорожное, но и на смешанное железнодорожно-водно-воздушное сообщение. Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действуют в редакции 1992 г.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности

Л 1. Сущность и содержание ВЭД

Сущность ВЭД – это деятельность, которая включает в себя следующие направления: внешнюю торговлю, технико-экономическое сотрудничество, научно-техническое и производственное сотрудничество.

Основными видами ВЭД являются:

· внешнеторговая деятельность;

· международное разделение труда ;

· производственная кооперация ;

· международное инвестиционное сотрудничество;

· валютные и финансово-кредитные операции;

· отношения с международными организациями


1.1. Классификация внешнеторговых транспортных операций.

В процессе осуществления внешнеэкономической деятельности возникает необходимость осуществления сложного и специфического комплекса транспортных операций, связанного с перемещением огромных масс разнообразных товаров на значительные расстояния из сферы производства в сферу потребления.

Транспортные операции в международном товарообмене следует рассматривать в их взаимной связи и логичной последовательности в системе «производство - внешняя торговля - транспорт - потреб­ление».

При этом произведенный продукт на определенных стадиях превращается в товар, затем в груз, затем снова в товар, который реализуется заказчиком.

Транспортные операции - неотъемлемая и составная часть внешнеторговых операций. Под внешнеторговыми транспортными операция­ми следует понимать комплекс экономических и финансовых воздей­ствий, технических и технологических мер и юридических действий, связанных с перемещением товара с территории страны продавца на территорию страны покупателя.

В свою очередь, сам процесс перемещения груза в сфере междуна­родного товарообмена, транспортные операции, возникающие при этом, накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения продавца и покупателя в процессе реализации внешнеторговой сделки.

Выбор базисных условий поставки во многом определяется наибо­лее приемлемыми видом транспорта и способом перевозки товара. Кроме того, переход рисков от продавца на покупателя товара в меж­дународных договорах купли-продажи связан и фиксируется какой-либо определенной транспортной операцией.

Характер внешнеторговых транспортных операций - это совокупность отличительных черт и особенностей транспортных операций, классифицируемых по какому-либо существенному признаку.

Признаки классификации и виды внешнеторговых транспортных операций

1) Международные и внутренние. Правового понятия «внешнеторговая перевозка» не существует. В зависимости от того, по каким перевозочным документам оформляется договор перевозки, она может быть де-юре международной или и внутренней.

Под международными перевозками, или международными сообщениями, понимаются перевозки грузов между двумя и более странами, особенностью которых является наличие «иностранного элемента», т.е. груз в соответствии с договором перевозки следует за границу. Понятие «международная перевозка» отличается от понятия «внешнеторговая перевозка».

Внешнеторговая перевозка указывает на ее характер (экспорт или импортная). Она может совпадать по месту и времени с международной в случае заключения международного договора перевозки и транспортировки товара из пункта отправления товара в одной стране в пункт назначения в другой. При этом такая перевозка должна быть оформлена международными транспортными документами.

Внешнеторговая перевозка может частично не совпадать по времени с международной в случае, если экспортный или импортный груз доставляется от поставщика до пограничного или другого пункта и наоборот по внутренним документам. Например, экспортный товар может быть завезен в морской или речной порт автомобильным транспортом по внутренней накладной.

Но международные перевозки не всегда бывают внешнеторговыми. К международным относятся также перевозки грузов иностранных владельцев, осуществляемые транзитом через территорию страны (транзитные перевозки) или на морских и речных судах между иностранными портами, воздушным транспортом через территорию других стран. Международными, но не внешнеторговыми считаются пере­возки грузов некоммерческого характера, например выставочных и яр­марочных грузов, оборудования для киносъемок, спортивного инвен­таря для участия в соревнованиях и пр., а также гуманитарной помощи.

2) Грузовые и пассажирские. В зависимости от предмета транспортных операций перевозки могут быть грузовыми, пассажирскими, почтовыми или багажными.

3) По видам транспорта. В зависимости от вида транспорта, участву­ющего в транспортировке, перевозки могут быть железнодорожными, водными (морскими или речными), автомобильными, воздушными, трубопроводными или смешанными, в которых принимают участие два и более видов транспорта.

4) Перевозочные документы. Формы перевозочных документов определяются видом транспорта а точнее, теми нормативными актами (внутренними или международными), в соответствии с которыми заключаются договоры перевозки грузов (конвенции, соглашения, правила, кодексы, уставы и пр.). На железнодорожном, автомобильном и речном транспорте основным перевозочным документом является накладная. На морском транспорте перевозка может быть оформлена по коносаменту, чартеру или, очень редко, по накладной. Документами воздушной перевозки являются накладная и чартер. При смешанных перевозках нормативные формы перевозочных документов не установлены, однако чаще всего оформляется так называемый сквозной коносамент, покрывающий весь маршрут транспортировки груза.

В зависимости от возложенных на транспортный документ функций он может быть оборотным и необоротным. К необоротным транспортным документам относятся накладные и чартеры. Оборотными чаще всего являются коносаменты и сквозные коносаменты.

5) Транспортная характеристика товаров. Внешнеторговые грузы принято различать в зависимости от транспортной характеристики то­вара.

Все грузы можно отнести к двум категориям - сухие и наливные. Сухие грузы, в свою очередь, подразделяют на навалочные, т. е. перевозимые навалом (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты) и генеральные. Термин «генеральные» (от англ. general - основные) являeтcя внешнеторговым. Транспортники к таким грузам относят штучные, тарно-штучные, тарно-упаковочные, т. е. перевозимые с подсчетом количества мест (станки, оборудование, товары народного потребления, автомобили и пр.). Товары, перевозимые наливом, - нефть и продукты ее переработки, жидкие химические грузы, растительные масла, жиры, вино и др. Навалочные, насыпные и наливные грузы имеют только одну метрическую характеристику - или массу, или объем. По генеральным грузам в перевозочных документах, кроме того, указывается количество мест.

6) Регулярные и нерегулярные. Внешнеторговые перевозки следует классифицировать в зависимости от их периодичности на регулярные и нерегулярные.

7) Виды тарифов. Внешнеторговые перевозки подразделяются в за­висимости от вида применяемых тарифов. Принципы формирования тарифных и фрахтовых ставок на разных видах транспорта различны.

При морских перевозках основной принцип формирования тарифов и фрахтов - скорость движения судна. Поэтому они формиру­йся на основе нормированной ставки тайм-чартерного эквивалента - затрат судовладельца на использование судна в течение одних суток.

При железнодорожных перевозках применяются покилометровые тарифы по регрессионной шкале, исчисляемые за тонну или вагонную партию перевозимого груза.

При автомобильных перевозках провозные платежи формируя путем умножения ставки за перевозку всего груза в автомобиле на фактическое расстояние перевозки.

При воздушных перевозках применяется зонный принцип формирования тарифов. Для смешанных перевозок устанавливаются единые тарифы, базирующиеся на уровне тарифов и фрахтов, действующих на отдельных видах транспорта.

8) Порядок прохождения границы. Внешнеторговые перевозки классифицируются в зависимости от порядка прохождения границы на перегрузочные и бесперегрузачные.

9) Транспортно-технологические системы ТТС. Внешнеторговые перевозки разделяются по видам применяемых транспортно-технологических систем. Различают контейнерную, пакетную, паромную, лихтерную, трейлерную, ролкерную, с использованием судов смешанного («peка-море») плавания и другие ТТС.

10) Место завершения перевозки. Внешнеторговые перевозки могут быть классифицированы в зависимости от того, завершаются ли они в соседней стране или нет, на соседские, транзитные, кольцевые.

11) Прямые и непрямые сообщения. Внешнеторговые перевозки в зависимости от вида сообщений подразделяются на прямые и не­прямые.

Пол прямой понимается перевозка одной партии груза несколькими видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения по одному договору перевозки, по одному перевозочному документу, по одному сквозному тарифу. При соблюдении некоторых дополнитель­ных условий прямые перевозки именуют интермодальными. Все ос­тальные перевозки считаются непрямыми.

12) Особые условия перевозок. Существуют перевозки внешнеторго­вых грузов, осуществляемые на особых условиях.

К таким относятся скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные, длинномерные, негабаритные и другие грузы.

13) Транспортные операции и внешнеторговая сделка. Транспортные операции во внешнеэкономических связях можно классифицировать следующим образом: операции, предшествующие реализации внешне­торговой сделки, возникающие в процессе ее реализации и после реа­лизации сделки.

К первой группе основных транспортных операций относят прежде всего анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки грузов в том или ином международном регионе, проработку транспортного фактора и транспортных условий и включение их в договоры купли-продажи, планирование транспортных расходов на ос­нове методов транспортной логистики, включая выбор вида транспор­ты, способа перевозки, маршрута следования, экспедитора, перевозчи­ка, оператора и т. д.

Во время реализации внешнеторговой сделки транспортные операции включают планирование внешнеторговых перевозок, заключение договоров перевозки и транспортной экспедиции и их оформление, подготовку товара к транспортировке, подготовку необходимой транспортной и товаросопроводительной документации, заключение договора транспортного страхования груза, организацию контроля за продвижением груза, расчеты продавца или покупателя с перевозчиком, таможенные, пограничные, санитарные, карантинные, ветеринарные операции и др.

После завершения внешнеторговой сделки должны быть произведены окончательные расчеты за транспортные и экспедиторскиеуслуги, могут возникнуть споры между покупателем и перевозчиком, покупателем и страховщиком и др.

14) Состав участников. Чаще всего транспортные операции исполняются перевозчиками - фирмами, основным видом деятельности которых является транспортировка грузов; экспедиторами - транспортными посредниками, основным видом деятельности которых является исполнение услуг, связанных с перевозкой грузов; операторами смешанной перевозки - фирмами, принимающими на себя обязательства по доставке груза несколькими видами транспорта через несколько пунктов перевалки и хранения, но по одному договору на исполнение всех услуг. Реже транспортные операции исполняют транспортные посредники - агенты, брокерские фирмы, лизинговые компании и пр. Бывают случаи, когдатранспортные операции осуществляют сами участники внешнеторговой сделки - продавцы или покупатели. Однако при этом они выступают и как перевозчики, и как экспедиторы, и как операторы, обслуживающие собственный внешнеторговый товарооборот.

15) Место исполнения. Транспортные операции могут осуществляться в различных пунктах: на складе производителя товара, у продавца, на таможенном терминале, в пункте отправления, в пути следования груза, в пунктах перевалки груза с одного вида транспорт другой, на пограничных пунктах, в портах, аэропортах, у покупателя, у фактического получателя товара.

16) Внутренние и внешние операции . К внутренним транспортным операциям предприятий внешнеэкономического комплекса, осуществляемым нафирмепродавца или покупателя, относятся подготовка планов перевозок,ихучет, контроль и анализ, проработка транспортных условий в договорах купли-продажи, расчет транспортной составляющей в контрактной цене товара исходя из оптимального выбора вида транспорта, маршрута перевозки и т. д.

К внешним относятся операции, связанные с организацией взаимоотношений между предприятиями и организациями, осуществляющи­ми внешнеэкономическую деятельность, и транспортными фирмами, т. е. когда продавцы или покупатели вступают в определенные взаимо­отношения с транспортными организациями. К внешним операциям относятся: заключение договоров на транспортное обслуживание, со­гласование тарифов и фрахтов, условий транспортировки товара, рас­четы за перевозку груза, передача (прием) товара перевозчику и др. Указанные операции для перевозчика составляют так называемую ком­мерческую эксплуатацию транспорта.

17) В своей стране или за рубежом. В зависимости от места проведе­ния транспортные операции могут быть подразделены на операции, осуществляемые в стране продавца, в стране покупателя и на террито­рии транзитных стран.

Формы ВЭД : международное инвестиционное сотрудничество, кооперация, сотрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество на компенсационной основе, сотрудничество в области транспорта, сотрудничество в области рыбного хозяйства. Необходимо упомянуть и такие особые формы как прибрежная торговля и приграничная. Они имеют важное значение для многих регионов и субъектов РФ.

Внешнеторговая сделка -это договор коммерческого хар. С иностранным партнером (контрагентом). Её можно рассматривать как средство, способ осуществления внешнеторговой операции. При этом платёж может осуществляться в международной, иностранной или национальной валюте, а по товарообменным сделкам и без денежных расчетов.

Основнык признаки внешнеторговых сделок :

1. Главный признак внешнеторговой сделки – заключение ее российским участником ВТД с иностранным партнером, местонахождение которого зафиксировано в другом государстве.

2. проведение расчетов преимущественно в иностранной валюте, поскольку рубль ещё не прознан мировой валютой.

3. Перемещение объекта через гос. (таможенную) границу РФ, за исключением случаев реализации товаров на «месте».

4. обязательное заключение сделки в письменной форме.

Различают 2 основных метода выхода продавца или покупателя на внешний рынок:

Прямой –это осуществление внешнеторговых операций непосредственно с иностранным контрагентом.

Косвенный –это использование торгово-посреднических услуг третьих лиц.

В современных условиях каждая коммерческая организация сама в праве решать какой путь ей выбрать.

Прямой выход на внешний рынок требует немалые фин. Затраты, наличие высококвалифицированных специалистов. Поэтому эффективная самостоятельная работа на внешнем рынке под силу лишь немногим крупным предприятиям. На мировом рынке сложилась развитая система посреднических услуг, без которых порой обойтись невозможно и невыгодно. С учётом этих обстоятельств косвенный выход российских предпр. Получил широкое распространение. Среди российских посредников выделяются специализированные внешнеэконом. Организации. Использование таких посредников открывает возможности для проведения экспортно-импортных операций на более выгодных условиях. При таком способе осуществления внешнеторговых операций предприятие, которое намерено купить или продать товар за рубежом, подписывает с внешнеэеономической организацией соответствующий хозяйственный договор.

В зависимости от объёма прав и обязанностей, которые российская сторона уступает иностранному посреднику, применяются различные виды торгово-посреднических соглашений. При этом важное значение придаётся 2 вопросам:

1. от чьего имени. Посредник может действовать от своего имени (в этом случае он несет полную ответственность за свои действия.) или от имени клиента(тогда клиент несет ответственность за действия посредника.)

2. за чей счёт. Посредник может действовать за свой счёт (причём его расходы покрываются из сумм вознаграждения, получаемого от клиента.) или возникающие расходы посредник предъявляет для оплаты своему клиенту.

Виды торгово-посреднических соглашений:

Агентские соглашения . ЭтоДоговор между лицом, нанимающим агента (принципалом), и самим агентом, согласно которому агенту поручается на определенных условиях выполнение от имени и в интересах нанимателя определенного рода услуг, действий, обязательств, на что агент получает необходимые полномочия . Договор обычно заключается в письменной форме и содержит описание полномочий агента, сферы, характера и порядка выполнения поручения, условий и размера вознаграждений, прав и обязанностей сторон, срока действия, санкций при нарушении договора, порядка урегулирования споров.

В группе агентских соглашений, предоставляющих право на продажу, в зависимости от характера этого права выделяют 3 разновидности:

1. простые (неисключительные) соглашения.Это соглашение не ограничивает возможности ринципала предлагать товар другим агентам на той же территории.

2. соглашения с исключительным(монопольным) правом продажи. По этому соглашению принципал обязан продавать определенный товар только через одного агента и не вправе предлагать то же товар другим фирмам.

3. соглашения с преимущественным правом продажи (право первой руки). Принципал обязан предлагать товар в первую очередь данному агенту и лишь в случае его отказа может делать предложения другим фирмам.

Дистрибьюторский договор . Это соглашение о предоставлении исключительного или преимущественного права продажи. По соглашению предоставлении исключительного права продажи поставщик(производитель, экспортер) предоставляет дистриб.(монопольному агенту, импортёру) исключительное право на на продажу договорных товаров на договорной территории, а дистрб. Принимает обязательство покупать договорные товары только у одного поставщика.

Если дистриб. Не подтверждает согласие на реализацию этих товаров, поставщик в праве предлагать их другим покупателям на договорной терриории.

Договор комиссии. По договору комиссии одна сторона – комитент поручает другой стороне – комиссионеру за согласованное вознаграждение заключать внешнеторговые сделки от имени комиссионера, но исполнение сделок осуществляется за счет комитента, на которого ложаться многие коммерческие риски. Договоры комиссии могут заключаться при осуществлении как экспортных так и импортных операций.

Комитент остается собственником товара вплоть до его реализации и поступлении оплпты от комиссионера. Комиссионер, в свою очередь, получает право распоряжаться товаром, не принадлежащим ему. Он обязан исполнить принятое поручение с наибольшей выгодой для комитента. Комитент стремиться конторолировать действия комиссионера, который обязан отчитываться об исполнении своего поручения. В необходимых случаях комиссионер за дополнительное вознаграждение может принять на себя ручательство исполнения договора (оплата проданного товара или поставка купленного товара). Такое ручательство – делькреде.

Договор консигнации. По этому договору одна сторона – консигнант передаёт товар другой стороне – консигнатору для реализации со склада за границей в течении определённого времени за согласованное вознаграждение. Полученные от консигнанта товары консигнатор обязуется продавать от своего имени, но за счёт консигнанта. Срок консигнации, в течении которого должна быть реализована продукция, по согласованию сторон может колебаться от нескольких месяцев до 2 лет, но срок самого договора может быть более длительным 3-5 лет.

Виды консигнации: возвратная, безвозвратная, частично возвратная.

Договор поручения . По договору поручения одна сторона – доверитель поручает другой стороне – поверенному за определённое вознаграждение совершать те или иные действия в интересах первой стороны, в том числе заключать отдельные сделки от имени и за счёт доверителя. Доверитель несет не малый комер. Риск. Поверенный обязан исполнять поручения доверителя в соответствии с указаниями последнего. В обязанности доверителя входит выдача поверенному доверенности на совершение юр. Действий, обеспечение средствами. Договор поручения может быть прекращён в связи с отменой поручения доверителем или отказом поверенного.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг). По этому договору одна сторона – франчайзер предоставляет другой стороне – франчайзи, (пользователю) за вознаграждение целый комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе права на использование фирменного наименования (коммерческого обозначения), товарного знака, знака обслуживания, на получение коммерческой информации (ноу-хау).

Международные согла

В качестве базы учебной практики было выбрано ОАО «Читаавтотранс», а именно отдел перевозок.

Цель учебной практики: изучение вопросов организации хозяйственной деятельности предприятия для закрепления, расширения и углубления полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработки умений применять их при решении конкретных экономических вопросов, а также знакомство с организацией современного бизнеса, выявление проблем и путей разрешения в условиях риска и неопределенности.

Задачи учебной практики были поставлены следующие:

    общее знакомство с ОАО «Читаавтотранс», ознакомление с организационной структурой предприятия и системой управления им;

    изучение и анализ деятельности ОАО «Читаавтотранс»;

    изучение вопросов организации финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Читаавтотранс»;

    ознакомление с методиками расчета экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта;

    формирование навыков сбора и анализа экономической информации.

В процессе прохождения практики были собраны и обработаны различные материалы, касающиеся деятельности ОАО «Читаавтотранс», которые и послужили базой для данного отчета.

1 Международные перевозки во внешнеэкономической деятельности

1.1 Роль транспорта во внешнеэкономической деятельности

Транспорт - одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и темпы его роста. Влияние транспорта на жизнь отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.

С помощью транспорта углубляется специализация и расширяется кооперирование промышленного и сельскохозяйственного производства в национальном и международном масштабах, укрепляется экономическое положение государства в целом.

По объекту перевозки различают транспорт пассажирский и грузовой. Пассажирский транспорт - часть единой транспортной системы. Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных видах сообщения. Перевозки людей могут осуществляться как на профессиональной основе, так и самостоятельно гражданами в личных (бытовых) целях.

Пассажирские перевозки на профессиональной основе могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие перевозки выполняются перевозчиком с целью получения экономического результата (выгоды) и подразделяются на перевозки транспортом общего пользования и технологические перевозки. Некоммерческие перевозки выполняются гражданами с целью удовлетворения личных (бытовых) потребностей, а также организациями в интересах государственной или муниципальной службы (перевозка военнослужащих, милиционеров, чиновников и т.д.).

Международная перевозка пассажиров, как это видно из названия, заключается в перемещении людей из одного в другое государство по железной дороге, по морю или воздуху, на автомобилях и автобусах. Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущие позиции в перевозках пассажиров, в том числе и в России.

При этом важно то, что эти государства заранее обязаны договориться, на каких условиях эта перевозка возможна. Исходя из этого утверждения, стоит отметить, что международные пассажирские перевозки - сфера интересов всех стран мира. Поэтому на высоком международном уровне были сформулированы законы и изданы подзаконные акты о перевозке людей в другие страны. Поэтому международные пассажирские перевозки в организационном отношении - более сложный вид перевозок, чем внутренние.

В условиях России - самой большой по территории страны в мире - транспорт играет совершенно особую роль. Роль не только экономическую, но и политическую и психологическую.

Забайкальский край находится на выгодной географической развязке между западом и востоком, поэтому автомобильный транспорт весьма востребован. Близость границы с Китайской народной республикой предоставляет возможность заниматься международными перевозками, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие российско-китайских межрегиональных и приграничных связей. Отношения между Россией и КНР в области автотранспорта строятся на основе межгосударственных соглашений и соглашений между двумя сопредельными пограничными территориями (Забайкальским краем РФ и Автономным районом Внутренняя Монголия КНР).

На рынке международных перевозок с КНР, ОАО «Читаавтотранс» работает с 1991 года и осуществляет грузовые и пассажирские перевозки. За этот период был накоплен определенный опыт. Прежде всего, деятельность предприятия строится на пассажирских перевозках международного сообщения: предприятие выполняет регулярные автобусные рейсы по маршрутам «Забайкальск – Манчжурия».

Среди конкурентов предприятия значатся как частные перевозчики, не платящие налоги, не имеющие баз и основных средств, а значит, и расходов на их содержание, и работающие, соответственно, по самым низким ставкам, так и многие туристические агентства, работающие на территории Забайкальского края.

В системе организации производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия транспорт играет двоякую роль:

  • 1) с одной стороны, в структуре предприятия транспорт является обеспечивающей подсистемой, занятой перемещением сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и рабочей силы;
  • 2) с другой стороны, транспорт завершает стадию сбыта продукции и обеспечивает реализацию специфического товара - транспортных услуг.

При работе на внутреннем рынке производитель (поставщик) товара нередко выступает и поставщиком транспортных услуг. Во внешнеэкономической деятельности оказание транспортных услуг характеризуется особенностями, которые определяются международными законодательными актами и спецификой организации перевозок. Основной отличительной особенностью здесь является то, что экспортер продукции, как правило, не является экспортером транспортных услуг.

Таким образом, транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности неразрывно связано с понятием «экспорт транспортных услуг». Данное понятие не так очевидно, как соответствующее понятие в отношении товара, и подразумевает оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственной границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

Экспорт транспортных услуг представлен тремя видами:

  • внешнеторговые перевозки;
  • перевозки грузов иностранных грузовладельцев;
  • экспорт инфраструктурных услуг.

Внешнеторговые перевозки

Любая внешнеэкономическая сделка предполагает в части ее реализации участие транспорта, которое количественно выражается в транспортной составляющей цены, т.е. в возмещении стоимости услуг перевозчика.

В случае работы с экспортным грузом транспортная фирма страны-продавца экспортирует оказываемые ею услуги покупателю вывозимого из страны товара независимо от того, нанимает перевозчика он (покупатель) или это делает поставщик продукции. Если перевозчиком становится национальная транспортная фирма, то полученное ею вознаграждение пополняет национальный доход страны.

При реализации импортных внешнеторговых сделок транспортные услуги экспортируются уже отечественному покупателю товаров, и поэтому важно, кто их будет осуществлять. Транспортировка импортного груза в страну отечественным перевозчиком является экспортом транспортных услуг. Работа иностранных перевозчиков в стране при доставке внешнеторговых грузов для нее является импортом транспортных услуг.

Перевозки грузов иностранных грузовладельцев

К данному виду перевозок относятся транзитные перевозки через территорию страны и перевозки грузов между иностранными портами и аэропортами, выполняемые отечественными перевозчиками. Они могут осуществляться как на территории страны перевозчика (например, транзит), так и вне ее (например, перевозка контейнеров российским судном из одной страны в другую). При этом грузопотоки не зарождаются и не погашаются на территории страны перевозчика.

Экспорт инфраструктурных услуг

Экспортный потенциал любой транспортной системы реализуется через инфраструктуру - морские и речные порты, аэропорты, терминалы, железнодорожные станции, автомобильные погра-

ничные переходы. Транспортная инфраструктура является местом самостоятельного оказания соответствующих услуг экспортного характера. Отсюда возникает понятие экспорта инфраструктурных услуг - выполнения заказов по обработке грузопотоков, пересекающих государственную границу страны.

Сегодня грузовладельцу уже недостаточно только того, что перевозчик переместит его товар из одного пункта в другой. Покупатель транспортной продукции хочет приобрести комплексную услугу у одного лица независимо от того, сколько видов транспорта будет участвовать в доставке и сколько намечено операций с грузом на предприятиях транспортной инфраструктуры. Поэтому особое внимание на международных транспортных рынках уделяется вопросам сервиса при оказании услуг, т.е. качеству транспортного обслуживания. Такие составляющие, как скорость доставки, регулярность перевозок, сохранность груза и надежность, прямо или косвенно воздействуют на формирование конечной цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или же уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

Развитие сервиса транспортных услуг привело к появлению форм транспортного посредничества, представленных в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Перечень и характеристика форм транспортного

посредничества

посредничества

Функции посредника

Экспедирова

Экспедитор действует в интересах грузовладельца или перевозчика. Объект работ и услуг - груз

Агентирование

(фрахтовое

агентирование)

Агент действует в интересах перевозчика. Объект работ и услуг - транспортное средство (продажа перевозок)

Брокерская деятельность (на морском транспорте)

Брокер действует на открытом фрахтовом рынке в интересах судовладельца. Основные функции - заключение сделок по продаже морского фрахта и купля-продажа судов

Хранение

Хранитель (склад, терминал) действует в интересах лиц, передавших ему груз на временное хранение (грузовладельцев, перевозчиков, таможенных органов). Основные функции - операции с грузом в целях сохранения его количества

Погрузочно-

разгрузочные

(стивидорные)

Компании действуют в интересах грузовладельцев или перевозчиков, поручивших им осуществить погрузку и выгрузку грузов на/из транспортные средства (операции с грузами на борту судна)

Учитывая сложный механизм во взаимоотношениях всех участников этого процесса, обычно говорят о транспортном обеспечении внешнеэкономической деятельности.

Транспортное обеспечение (ТО) - это совокупность технических и технологических элементов транспортировки, экономических, правовых и организационных воздействий на участников сделки, а также форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

Транспортное обеспечение представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из элементов, каждый из которых выполняет ряд операций, формирующих отдельные процессы (этапы). Тот или иной процесс отражает реализацию экономических, коммерческо-правовых, организационных методов и форм управления транспортным обслуживанием. Укрупненно отдельные процессы транспортного обеспечения представлены на рис. 5.1.

На том или ином этапе транспортного обеспечения возникают различного рода сопутствующие операции, включающие страхование груза, транспортных средств и ответственности перевозчиков и экспедиторов; хранение и консолидацию грузов; лизинг и агентирование транспортных средств; брокерскую деятельность; транспортно-экспедиторское обслуживание и др. Кроме того, на каждом этапе транспортного обеспечения требуется организация информационного обеспечения участников транспортного процесса. Указанные этапы транспортного обеспечения организуются и проводятся под контролем продавца и покупателя товара, оговариваются и фиксируются в договорах купли-продажи в виде базиса поставки и транспортных условий.

Транспорт – это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Благодаря транспорту создаются необходимые условия для завершения производственных процессов по выработке различной продукции. Продукцией транспорта следует считать непосредственно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю.

В странах с рыночной экономикой свободное предпринимательство с помощью транспорта развивается и совершенствуется, устанавливая и укрепляя связи с различными предпринимателями из разных стран. Взаимодействие подобного рода создает необходимые условия для получения прибыли всем участникам внешнеэкономической деятельности.

Во многих странах мира, как и в России, существуют государственные органы регулирования различными экономическими системами, включая транспорт. Государственные железные дороги широко распространены в странах мира, имеются также государственные воздушные линии, автомобильный и другой транспорт.

Транспорт имеет ряд особенностей. Основная особенность заключается в том, что он не создает нового товара или продукта, но именно благодаря транспорту меняется местонахождение товара по отношению к потребителю, который после получения товара, продукции сможет реально его использовать для новых целей.

Пространственное перемещение товаров, продукции от места производства к месту потребления и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Важной отличительной особенностью транспорта является эффект, возникающий при перевозке товаров и людей и заключающийся в том, что он не может возникать отдельно от транспорта, храниться и реализовываться в отрыве от него. Транспортная услуга, являющаяся продукцией транспорта, осуществляется и потребляется непосредственно с процессом транспортного производства.

Существенной особенностью транспорта является его особое место в международном товарообмене. С одной стороны, транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его осуществления, а с другой – транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги.

Особенностью транспорта во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции – транспортной услуги – воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. Прежде всего, это относится к колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и другим факторам.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов и людей является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, в производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов за рубежом и в России с помощью иностранных партнеров, деятельности предприятий с зарубежными инвестициями, организации туризма, при организации международных выставок и ярмарок.

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влияние друг на друга.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо выполнять сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающих обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния от изготовителей до потребителей (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности

классификации

Виды операций

По предмету транспортных операций

Грузовые, пассажирские, багажные

По виду транспорта

Водные (морские, речные), железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)

В зависимости от транспортной характеристики товара

С сухим грузом: навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, минеральные удобрения, генеральные или штучные. С наливным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и др.

По периодичности

Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы

В зависимости от порядка прохождения границы

Перегрузочные и бесперегрузочные перевозки

По виду транспортнотехнологической системы

Контейнерные, паромные, лихтерные, ролкерные

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

Соседские, транзитные, кольцевые

По виду сообщений

Прямые, непрямые: ломаные с несколькими перевозчиками, с переотправкой по одному или нескольким договорам перевозки

В зависимости от состава участников перевозочного процесса

Осуществляемые изготовителем товара, продавцом или покупателем, заказчиком товара, перевозчиком, посредником

В зависимости от места проведения

Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Выполняя эти операции, изготовители, посредники, покупатели, транспортники вступают во взаимодействия, позволяющие регламентировать и нормировать их действия с помощью договоров, конвенций, соглашений, базирующихся на международных и национальных правовых нормах. Следовательно, транспортные операции являются неотъемлемой и важной составной частью внешнеторговых операций.

Под международными перевозками или международными сообщениями следует считать перевозки грузов пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обязательное пересечение границы как минимум хотя бы двух смежных стран.

Необходимо выделить три группы транспортных операций, связанных между собой последовательностью их осуществления во временном разрезе.

Первая группа транспортных операций включает действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу транспортных операций входят следующие действия: планирование внешнеторговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортных расходов.

Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из включения транспортных условий в контракт, подготовки товара к транспортировке, заключения договоров перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросопроводительной документации, страхования, организации контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем).

В транспортном процессе все его участники – изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники – вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отношения, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и международными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из совокупности технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных методов управления транспортными операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами.