04.04.2024

Главные убийцы выходных или как не проспать субботу с воскресеньем. Если отпуск выпадает на праздничные дни Как не потратить выходные зря


Эта информация не просто интересна - она важна для отстаивания прав работника на отдых согласно закону!

Столкнулся с непроходимой и безосновательной упёртостью бухгалтерии в отношении подсчёта количества дней второй (оставшейся) части отпуска.
Кратко по ситуации:
Использовано 14 дней непрерывного календарного отпуска. Ещё 4 дня взяты раздельно. В итоге - общее количество использованных календарных дней равно 18, осталось использовать 10. Как нормальный человек, я хочу разбить оставшийся отпуск - 5 + 5 рабочих, естественно, выбросив выходные (закон, мне этого не запрещает).
Бухгалтерия, уверяет меня в том, что у меня осталось только... 6 (рабочих?!?!?!) дней. На мой вопрос -"На каких нормативных документах основано это утверждение?" - ничего сказать не могут.
Зная о том, что они неправы, я покопался в сети. Как оказалось - это очень актуальный и болезненный вопрос для работников и работодателей. Нашёл комментарии юристов - специалистов по трудовому праву, подтверждающие мою правоту. Думаю, что многим эта информация будет полезна - и работникам думающим об отпуске, а также сотрудникам ОК и бухгалтерии.
ссылка - это грамотный сайт по трудовому праву.
Ниже привожу выдержки ответов на вопросы с этого сайта.

Может ли работник брать отпуск с понедельника по пятницу, то есть не включать выходные дни?
Может, если он указывает в заявлении, что берет часть ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью пять календарных дней. Трудовой кодекс РФ (ст. 125) допускает разделение отпуска на части по соглашению работника и работодателя, при этом одна из них в обязательном порядке должна быть продолжительностью не менее 14 календарных дней, и, конечно, при ее подсчете будут включаться и выходные дни. Количество частей, на которые можно поделить отпуск, устанавливается по соглашению сторон, при условии опять же, что одна часть не менее 14 календарных дней.
ссылка

Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней. Сколько из них обязательно должно быть суббот и воскресений?
Возможно ли брать отпуск следующим образом: 14 календарных дней (обязательная неделимая часть по ТК), а остальные 14 дней только пятницы или понедельники? Есть ли правило, что из 28 календарных дней должно быть обязательно 8 выходных дней?
ТК РФ не содержит никаких ограничений по поводу разделения отпуска на части. В соответствии со ст. 125 ТК РФ, разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части производится по соглашению между работником и работодателем. Единственное императивное условие такого разделения заключается в том, чтобы хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 дней. Оставшиеся 14 дней могут быть использованы работником в любом порядке с согласия работодателя.
ссылка

Уважаемые господа юристы помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. Я написал заявление на отпуск - с 18 августа 2003г. по 29 августа 2003г. на 12 календарных дней. После отпуска отдел кадров предложил подписать мне приказ на мой отпуск, но уже на 14 календарных дней, т.е. к 29 августа приплюсовали субботу и воскресенье (30 и 31 августа). Отдел кадров обосновывает свои действия ТК, утверждая что в 28 календарных днях отпуска 24 должны быть рабочими. Правомерны ли действия отдела кадров?
Логику отдела кадров понять сложно. В соответствии со ст. 115 ТК РФ, определяющей продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Никаких указаний по поводу того, сколько из них должны быть календарными, в ТК РФ не содержится. Норма об исчислении отпуска в календарных днях содержалась в КЗоТ РФ, который утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ.
С другой стороны, в Вашем случае имело место разделение отпуска на части. Статья 125 ТК РФ, регулирует этот вопрос следующим образом.
Во-первых, при разделении отпуска на части, хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Во-вторых, все вопросы, связанные с разделением отпуска на части, в том числе, продолжительность каждой из частей отпуска, решаются по соглашению с работодателем.
Следовательно, нужно выяснять, было ли достигнуто соглашение с работодателем о предоставлении отпуска продолжительностью 12 календарных дней (подтверждением договоренности может служить отметка на Вашем заявлении о предоставлении отпуска о согласии на его предоставление). Если же этой отметки нет, и невозможно подтвердить договоренность иными способами, то получается, что приказ работодателя на 14 дней отпуска выражает его несогласие. В любом случае, если Вам все же не удастся доказать наличия соглашения о 12 днях отпуска, 2 выходных дня, которые Вам включат в отпуск – подлежат оплате.
ссылка

В 2002 году я иду в отпуск 5 августа (понедельник) сроком на три недели. На работу выйду 27 августа.
Администрация требует оформить отпуск целиком, а отгуливать по частям. Если я выйду на работу 27 августа, сколько дней от отпуска у меня останется?
По моим расчетам – 5 дней, а администрация считает, что 4 дня. Т.к. 31 приходится на субботу.
Кто прав?
Если раньше КЗоТ РФ предусматривал продолжительность ежегодного основного отпуска 24 рабочих дня, то теперь, с 1 февраля 2002 года, момента вступления в силу ТК РФ, продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК) При этом, согласно ч.1 ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, с условием, что бы хотя бы одна из частей этого отпуска была не менее 14 календарных дней. Заставить работника брать отпуск частями работодатель не вправе. Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия.
Понятно, что субботы и воскресенья теперь включаются в общее количество дней отпуска и оплачиваются.
В Вашем случае получается что с 5 по 27 августа Вы используете 23 календарных дня отпуска из положенных 28. Соответственно у Вас останется 5 неотгулянных календарных дня. Эти 5 дней Вы можете взять в любое время по соглашению с работодателем (администрацией).
ссылка

Один работник отгулял 14 дней отпуска, потом подав заявление на отпуск на 5 рабочих дней (понедельник-пятница), а затем еще на 5 рабочих дней и затем на 4 рабочих дня. Другой работник ушел в отпуск сразу на 28 календарных дня. Получается, что отпуск второго оказался короче отпуска первого работника за счет того, что в его отпускной период включались выходные дни. Справедливо ли это?
В соответствии со ст.115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Эта продолжительность сохраняется и в тех случаях, когда такой отпуск разбивается на части, что допускается ст.125 ТК РФ (при этом хотя бы одна часть отпуска должна быть не менее 14 календарных дней).
Действительно, продолжительность отпуска может на практике сильно различаться в зависимости от того, каким образом предоставляются остальные 14 календарных дней – с включением выходных дней или нет. Однако порядок учета дней отпуска, в частности, включения выходных дней, следующих или предшествующих рабочим дням, на которые приходится отпуск, в законодательстве не урегулирован. Поэтому, представляется, что следует руководствоваться ст.125 ТК, которая предусматривает, что отпуск может быть разделен на части по соглашению между работником и работодателем, и исходить из того, что порядок учета дней отпуска также должен определяться по соглашению между работником и работодателем.
ссылка

На предприятии отпуск рассчитывается в календарных днях. Если я беру один день в счет отпуска в пятницу, а из отпуска у меня высчитывают 3 дня. Правомерны ли действия отдела кадров.
Все зависит от договоренности между вами и работодателем о количестве предоставленных дней отпуска.
В силу ч. 1 ст. 125 ТК РФ разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части допускается по соглашению сторон. Ограничений о количестве частей, либо количестве дней в отдельных частях отпуска кодекс не устанавливает, за исключением минимального количества дней в одной из частей в количестве 14 календарных дней.
Исходя из вашего вопроса, речь идет о предоставлении части отпуска, которая превышает 14 календарных дней. Следует отметить, что Кодекс также не предусматривает очередности использования частей ежегодного отпуска. Этот вопрос также решается по соглашению сторон.
Если Вы просили предоставить часть отпуска продолжительностью один день (например, в пятницу) и вам его предоставили, то это означает, что имело место соглашение о предоставлении отпуска в пятницу. Что касается следующих двух дней, то при отсутствии заявления об их предоставлении в счет отпуска, приказ работодателя в данной части нельзя признать правомерным. Если это ваши выходные дни, то оплата также не должна производиться.
ссылка

Подскажите, пожалуйста, я написала одно заявление на отпуск с просьбой предоставить мне три части отпуска: 30 декабря 2002 г., с 4 по 5 января 2003 г. и с 8 по 10 января 2003 г., и генеральный директор это заявление подписал. А в отделе кадров говорят, что это не правильно, и надо писать три разных заявления, потому что это три разных отпуска и, соответственно, три разных приказа об отпуске. Обязана ли я переписать заявление?
Согласно ст.125 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части по соглашению между работником и работодателем. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска (за этот рабочий год) должна быть не менее 14 дней.
Других требований, связанных с предоставлением ежегодного отпуска частями законодательство не содержит.
Соответственно, получив согласие работодателя и зафиксировав этот факт (его подпись на Вашем заявлении, издание соответствующего приказа), Вы, со своей стороны, выполнили все, предусмотренные законом, требования.
В свою очередь, требования Вашего ОК не основаны на законе.

Наверное, ты слышал, что большая часть христиан считает воскресенье каким-то особенным днём, когда надо посещать церковь. Но если ты захочешь найти объяснение этому в Библии, то тебя ждёт провал. В Библии особенным днём названа суббота.

1:0

Бог особо выделил субботу сразу после сотворения нашей планеты.

В первой книге Священного Писания написано: «Бог благословил седьмой день и освятил его, сделав особым днём, потому что в тот день Он отдыхал от трудов, которыми был занят, сотворяя мир» (Бытие 2: 3, современный перевод).

Некоторые люди утверждают, что суббота была дана исключительно для евреев. Но Адам и Ева, первые её «получатели», не были евреями или представителями какой-либо другой национальности, а являлись прародителями всех рас на земле.

2:0

Повеление соблюдать субботу было записано в числе 10 заповедей.

«Господь сказал Моисею: “Приди ко Мне на гору. Я записал Мои поучения и законы для людей на двух каменных скрижалях. Я отдам тебе эти скрижали”» (Исход 24:12, современный перевод).

Вот что там было написано: «Помните, что день субботний - особый день. Шесть дней работайте, седьмой же день - день отдыха в честь Господа, Бога вашего, и потому в этот день никто не должен работать» (Исход 20:8–10, современный перевод). Это четвёртая заповедь Закона Божьего, она находится между запретом упоминать имя Божье всуе и повелением почитать родителей, значит, она не менее важна!

3:0

Иисус Христос чтил субботу.

«И пришёл Он в Назарет, в город, где вырос. В субботний день пошёл Он по Своему обыкновению в синагогу и встал, чтобы читать писания перед присутствующими» (Луки 4:16, современный перевод).

Если Иисус хотел, чтобы Его ученики соблюдали воскресенье вместо субботы, то почему Он не сказал им об этом? Да, Иисуса обвиняли в нарушении субботы, но это было, потому что Он нарушал человеческие традиции, но не Божьи заповеди! «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Матфея 5:17), - говорил Он.

4:0

Апостолы и ученики соблюдали субботу и после воскресения Иисуса Христа.

Если вы спросите некоторых христиан, почему они соблюдают воскресенье как святой день, они ответят: «Потому что в этот день воскрес Христос». Но читая Библию, мы видим, что ученики Христа продолжали соблюдать субботу как неизменное Божье постановление (Деяния 13:14, 16:13).

Есть исторические доказательства того, что христиане праздновали субботы вплоть до Лаодикийского собора в Риме в 336 году. В других местах христиане соблюдали субботу ещё дольше. Церковный историк-схоласт V века Сократ оставил нам следующее важное свидетельство: «Почти все церкви отмечают священное таинство (тайную вечерю) по субботам каждую неделю. Однако христиане в Александрии и Риме в силу некоторых древних традиций отказались от этого. Египтяне в соседних с Александрией районах и жители Фив соблюдают религиозные собрания по субботам» (Socrates Scholasticus, Ecclesiastical History, 5.22 (NPNF)/22:132).

5:0

В Библии есть пророчество, что мы будем соблюдать субботу и в жизни вечной.

«Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь» (Исаия 66:23).

Кто и почему перенёс день поклонения Богу с субботы на воскресенье? Ты можешь узнать об этом в книге «Почти забытый день» .

Для того, чтобы продлить себе отдых, многие работники стараются брать отпуск непосредственно перед праздничными нерабочими днями или сразу после них. При этом возникает логичный вопрос: входят ли праздничные дни в отпуск? Если на период отпуска работника выпадают нерабочие праздничные дни, то в число дней отпуска они не включаются и, как следствие, не оплачиваются (ст. 120 ТК РФ). Данное правило распространяется и на , и на .

Нерабочими праздничными днями в России являются (ст. 112 ТК РФ):

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - новогодние каникулы;
  • 7 января - Рождество Христово;
  • 23 февраля - День защитника Отечества;
  • 8 марта - Международный женский день;
  • 1 мая - Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая - День Победы;
  • 12 июня - День России;
  • 4 ноября - День народного единства.

Также на уровне субъектов РФ религиозные праздники могут быть признаны нерабочими праздничными днями (п. 7 ст. 4 Закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ )

Считаются ли выходные дни в отпуск

Входят ли выходные дни в отпуск? Да, в число дней отпуска, предоставляемого в календарных днях, выходные дни наравне с рабочими днями включаются и подлежат оплате (ст. 120 ТК РФ).

По общему правилу, если нерабочий праздничный день выпадает на выходной день, то следующий за ним рабочий день становится выходным (ст. 112 ТК РФ). К религиозным «региональным» праздничным дням это тоже относится (разд. 2 Рекомендаций Роструда, утв. протоколом N 1, от 02.06.2014). Исключение предусмотрено для январских праздников.

Кроме того, Правительство РФ при совпадении выходных и нерабочих праздничных дней вправе переносить выходные на другие дни в течение календарного года. Традиционно раз в год Правительство выпускает соответствующее постановление о переносе выходных дней (см., Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 875).

Таким образом, на отпуск могут выпасть не только праздничные дни, но и перенесенные в связи с праздником выходные дни. Последние включаются в отпуск.

Расчет количества отпускных дней: пример

Посмотрим на примере, как считается число дней отпуска, если отпуск выпадает на праздничные дни.

Пример. Менеджер по продажам Непенина Н.В. написала заявление на отпуск с 17 февраля 2019 года на 14 календарных дней. 23 февраля - нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК РФ). Этот день в отпуске работницы не учитывается. В итоге Непениной Н.В. должна выйти на работу после отпуска 3 марта.

Имейте в виду, что иначе обстоят дела в ситуации, когда работник в своем заявлении укажет не число календарных дней отпуска, а конкретные даты (с примером можно ознакомиться в другой ).

Может ли отпуск начинаться с праздничного дня?

Бывает, что первый день отпуска работника приходится на праздничный нерабочий день. По крайней мере таким образом может быть написано заявление работника. Допустимо ли это? Вполне. ТК РФ не запрещает указывать первым днем отпуска праздничный день. Другое дело, что в такой ситуации этот день работодатель «пропускает» и начинает отсчет дней отпуска со следующего календарного дня.

«Отпускные» праздничные дни при расчете среднего заработка

По общему правилу отпускные выплаты считаются исходя из среднего заработка работника (ст. 139 ТК РФ , п. 2 , 10 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922). Если в предыдущий отпуск попал праздничный день, надо ли исключать его из расчетного периода при определении отпускных?

Хотя из расчетного периода должно быть исключено время, когда за работником сохранялся средний заработок, т. е. дни отпуска (пп. «а» п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922), нерабочие праздничные дни в период отпуска не включаются. Иными словами, праздники не относятся к исключаемому времени. Поэтому при расчете среднего заработка такие нерабочие праздничные дни должны учитываться (Письмо Минтруда России от 15.04.2016 N 14-1/В-351 ).

Доплата за праздничные дни сдельщикам

Работникам, которые трудятся на условиях сдельной оплаты, выплачивается дополнительное вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе. Порядок его выплаты и размер устанавливаются коллективным договором организации, соглашением или локальным нормативным актом (ст. 112 ТК РФ).

Средний заработок, исходя из которого рассчитываются отпускные, определяется исходя из всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда работодателя (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922). Конкретно допвознаграждение за праздничные дни в перечне «трудовых» выплат в пользу работников не поименовано. Но поскольку этот список является открытым (пп. «о» п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922), это вознаграждение при расчете среднего заработка для сдельщиков учитывать тоже надо.

Выходные и праздничные дни во время отпуска без содержания

На период отпуска без сохранения заработной платы также могут выпасть выходные и/или праздничные нерабочие дни. Но на продолжительность отпуска они никак не влияют. Если работник написал заявление на отпуск без содержания с указанием конкретных дат, и работодатель не против его предоставить, то в соответствующем приказе должны быть указаны такие же даты отпуска. Если работник написал заявление с определенной даты на какое-то количество календарных дней, то для определения конкретного периода отпуска от первого дня отпуска отсчитывается нужное число календарных дней.

Все дни отпуска без содержания, включая выходные и праздничные нерабочие дни, в табеле учета рабочего времени (форма N Т-12 или форма N Т-13 , утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) отмечаются буквенным кодом «НВ» или цифровым кодом «28».

Пример.

Менеджер по продажам Непенина Н.В. написала заявление на отпуск без сохранения зарплаты с 17 по 25 февраля 2019 года. На указанный период (9 календарных дней) работнице должен быть предоставлен отпуск. Первый рабочий день после отпуска для нее - 26 февраля 2019 года.

Если бы она написала заявление с 17 февраля 2019 года на 9 календарных дней, то отпуск без содержания ей был бы предоставлен на период с 17 по 25 февраля включительно (9 календарных дней). А первый рабочий день остался бы тот же, несмотря на то что на этот период приходится праздничный день - 23 февраля.

Суббота или воскресенье святой день?

    ВОПРОС ОТ ЕВГЕНИЯ
    В Новом Завете несколько раз упоминается, что первые христиане собирались в первый день недели, под которым подразумевается воскресенье. Разве этого не достаточно, что бы перенести день богослужения с субботы, как это было во времена Христа, на воскресенье, как это принято в современном христианстве?

Добрый день, Евгений. Ранняя церковь жила общиной, поэтому они могли собираться для молитв и преломления хлеба ежедневно. Однако, как тогда, так и сейчас главное собрание любой общины проходит один раз в неделю.

Давайте рассмотрим тексты, о которых вы говорите, но прежде обратим внимание вот на что: как известно, в Новом Завете мы не находим повеления об отмене субботней заповеди. С этим утверждением согласно большинство мировых церквей, включая католичество и православие. Не находим мы ничего и об освящении и благословении воскресенья, как это сделал Господь по отношению к седьмому дню, субботе (Быт. 2:2-3, Исх. 20:11).

Этот факт выглядит особенно удивительным, если принять во внимание, что на страницах Священного Писания Бог всегда лично устанавливает Свой Закон, ритуалы и праздники поклонения. Так было в Эдемском саду, когда при ликовании утренних звезд был заключен завет с Адамом и Евой, так было у горы Синай при заключении Завета с Израилем, так было в Иерусалиме и его окрестностях, когда по этой земле ступал Христос. Вам должно быть известно, что главные обряды христианской веры – крещение и вечеря (евхаристия) были лично заповеданы и соблюдены нашим Спасителем. Есть лишь «Един законодатель» , – пишет апостол Иаков, а люди – исполнители Закона (Иак. 4:11-12).

Как правило, каждая христианская деноминация называет свои причины, по которым соблюдение субботы, четвертой заповеди, на практике заменяется воскресеньем, библейским первым днем недели. Действительно, многие противники седьмого дня указывают на четыре эпизода в Новом Завете, как основание для введения воскресной доктрины. В данной статье будут рассмотрены все эти тексты.

Подробности воскресения Христа

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно , и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1-2).

Комментарий : Если время ареста, суда, истязаний и распятия Христа, имевших место в пятницу, зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения скрыт от взора читателя. Известно только, что оно происходит за некоторое время до рассвета, из чего можно предположить, что Бог намеренно ожидал окончания субботы и последовавшей ночи. Таким образом, даже после распятия Иисус продолжал соблюдать священный субботний покой!

Затем, когда воскресное солнце взошло, Евангелия упоминают лишь краткую встречу Спасителя с Марией, после с Петром (вообще без подробностей) и двумя путниками на дороге в Эммаус. Первая же встреча Христа со всеми апостолами в верхней горнице (за отсутствием Иуды и Фомы), при внимательном изучении Библии, состоялась с наступлением темноты, а значит в следующий день – т.е. уже во второй день недели (по-нашему понедельник). Дело в том, что библейский календарь (Быт. 1:5,8, Лев. 23:32) предполагает переход от одного дня к другому с момента захода солнца текущего дня (ведь раньше часов не было). Стоит отметить, то такая практика исчисления дней присуща и некоторым популярным христианским церквям, будучи перенятой от иудаизма и первых христиан.¹

Согласно Лк. 24:28-36, к концу воскресного дня Христос находился в небольшом селении под названием Эммаус, где попутчики уговорили Его зайти к ним в дом: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру . И Он вошел и остался с ними» (Лк. 24:29; в это время года в Иерусалиме солнце заходит около 18:00). Далее, после того как был преломлен хлеб и Он исчез, эти двое успели преодолеть довольно длительное расстояние до Иерусалима (по разным данным от 12 до 15 километров по горной, каменистой местности), найти там апостолов и пересказать все происшедшее с ними. И только затем в горнице появляется Христос: «И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).

О том, что первое явление Христа своим последователям состоялось после захода солнца свидетельствует и Иоанн: «В тот же первый день недели вечером , когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев , пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19-20). Ученики Христа боялись провокации от иудеев именно после того как стемнело, так как в темное время суток более безопасно творить злые дела, а именно нападать на религиозных сектантов – раскольников, коими иудеи считали последователей Иисуса из Назарета.

Слово «вечер» в Библии в большинстве случаев используется для описания наступившей темноты, причем евангелисты не всегда обращают внимание на то, что с заходом солнца сменяется календарный день. Буквально два дня до этого Христос и двенадцать учеников также «вечером» (см. Мф. 26:20, отсюда у обряда принятия хлеба и вина есть название «Вечеря»), т.е с появлением первой звезды, приступили к пасхальной трапезе. В своем труде «Из Иерусалима в Эммаус и обратно» священник православной церкви Федор Людоговский указывает, что это событие произошло «среди ночи»; такого же мнения придерживаются и многие другие комментаторы Нового Завета.

Таким образом, первая соборная служба первоапостольской церкви, когда к ученикам в первый раз явился воскресший Христос, по иудейскому канону, признаваемому и перенятому многими христианскими церквями, состоялась после окончания воскресного дня. То есть ее нужно классифицировать, как первую службу понедельника. Следовательно, с богословской точки зрения, этот евангельский эпизод некорректно приводить в качестве доказательства воскресной доктрины.

¹ Вот как это положение изложено в официальном издании Русской Православной Церкви (РПЦ):

«В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

«В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру… Эта особенность библейского календаря сохраняется до сих пор в православной богослужебной традиции. Поэтому, например, в субботу вечером служится «воскресная всенощная», а в сам воскресный вечер служба будет уже вполне будничной…» (Андрей Кураев, книга «Протестантам о православии»).

Преломление хлебов в первый день

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников . Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета , и потом вышел» (Деян. 20:7-11).

Комментарий : На основании этого текста защитники богослужений и отдыха по воскресеньям делают вывод, что раз преломление хлебов с участием апостола Павла состоялось в первый день недели, это означает, что церковные службы ранних христиан проходили именно по воскресеньям. Однако такое утверждение рассыпается при внимательном изучении данного и других текстов, имеющих отношение к Вечери Господней:

a) В рассматриваемом отрывке ясно указано, что встреча началась в вечернее время, а преломление хлебов с участием руководителя общины и вовсе состоялось за полночь (т.е. в понедельник, как по светскому, так и по библейскому календарям), после того как Павел исцелил выпавшего из окна юношу. Таким образом, данный текст свидетельствует, что у Павла и христиан Троады не было особого намерения провести общую трапезу и обряд вечери именно в воскресенье, иначе это было бы сделано утром или днем, до захода солнца.

b) Как известно, первая Вечеря Господня состоялась с заходом солнца в четверг, т.е., по библейскому исчислению недели – в пятницу, день в день с распятием и смертью Христа. Именно поэтому апостол Павел учил, что Вечеря символизирует смерть, а не воскресение Спасителя: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1 Кор. 11:26).

c) Устанавливая обряд Вечери Христос не говорил Своим ученикам, что его необходимо проводить в какой-то конкретный день недели и тем более во время богослужений. Поэтому неудивительно, что все эпизоды преломления хлебов в книгах Нового Завета происходят вне храма, во время домашних трапез или общих собраний. Следующий текст из книги Деяний апостолов ясно показывает, что преломление хлебов в иерусалимской общине не было закреплено за каким-то конкретным днем, а имело место ежедневно, во время коллективных трапез и использовалось на благо распространения Евангелия:

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб , принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

Хозяйственные вопросы воскресного и субботнего дня

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает , сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду » (1 Кор. 16:2).

Комментарий : Сторонники воскресных богослужений приводят этот стих апостола Павла к верующим Коринфа в подтверждение того, что первые христиане осуществляли дела благотворительности в воскресенье, первый день недели. Однако этот текст, как правило, не цитируется полностью и повеление откладывать деньги «у себя» , т.е. дома, опускается. Согласитесь, актом благотворительности является фактическое принесение денег в церковь, а не планирование этого, что описано в данном стихе Библии.

Обратим внимание, что в подстрочном, дословном переводе Нового Завета с древнегреческого, Павел просит Коринфян сберегать деньги «в первый день после субботы», что как раз указывает на святость седьмого дня, во время которого возбраняется заниматься финансовыми делами.

Святой День Господень – суббота, а не воскресенье

Прочитаем дословный перевод с оригинала отрывка из книги Откровения:

«В день Господень, я, будучи во власти Духа, услышал за спиной громкий голос, звучавший как труба. Он [Христос] говорил: “Запиши в свиток все, что видишь, и пошли семи Церквам: в Эфес, в Смирну, в Пергам, в Тиатиру, в Сарды, в Филадельфию и в Лаодикею”» (Откр. 1:10-11).

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его ; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр 11:19).

Комментарий : Суббота является днем Господним по той же причине, по которой Господней является и Вечеря. На протяжении всей Библии она называется днем, принадлежащим Богу, но никогда человеку. Сравним некоторые аналогичные тексты: «святой день Господень» (Ис. 58:13), «святая суббота Господня» (Исх. 16:23), «Мои субботы» (Исх. 31:13, Лев. 19:30, Ис. 56:4, Иез. 20:13), «день седьмый - суббота Господу, Богу твоему» (см. Исх. 20:8-11), «Господин субботы» (Мк. 2:28).

Таким образом, приведенный выше текст (Откр. 1:10-11) убедительно свидетельствует, что даже по прошествии многих лет после распятия (книга Откровение была написана в 80 — 100 годах по Р.Х.), апостолы Христа продолжали чтить седьмой день и учить этому новообращенных христиан из язычников (апостол обращается к семи церквям Малой Азии, расположенным на территории современной Турции). Что еще важней, Дух Господень изливается на апостола именно в этот день.

В некоторых старых изданиях Библии данный отрывок ошибочно переведен следующим образом: «был я в духе в день воскресный». Однако такой перевод не считается корректным по нескольким причинам:

a) Дословный перевод этих слов (hemera kuriake ) с древнегреческого не оставляет сомнений, что там написано «день Господень».

b) Нигде в Библии нельзя встретить слово «воскресенье» применительно к дню недели, оно во всех случаях подчеркнуто безлико именуется «первым днем». В своем Евангелии, написанном, по мнению большинства ученых, в один промежуток времени с книгой Откровение, апостол Иоанн упоминает воскресенье исключительно как «первый день», в том числе и после воскресения Христа. Свое имя собственное в Библии из всех дней недели имеет только суббота («шаббат»).

c) Далее по тексту книги Откровение мы встречаем два стиха, которые свидетельствуют о том, что суббота, день Господень, будет иметь силу вплоть до событий последнего времени: открытие взору вселенной ковчега завета, содержащего скрижали с десятью заповедями (Откр. 11:19) и призыв ангела поклониться «создавшему небо, землю, море и источники вод!» (Откр. 14:7), что является практически дословным цитированием «мотивационной» части заповеди субботнего покоя («Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил», Исх. 20:11). Оба приведенных стиха относятся ко времени непосредственно перед вторым пришествием Христа.

d) Выражение «день Господень» в Библии имеет два значения: суббота (Ис. 58:13-14) и второе пришествие Иисуса Христа (Деян. 2:20). Таким образом, в книге Откровение эти значения соединяются, так как именно в субботний день Иоанну приходит видение о возвращении Христа.

Почему суббота, а не воскресенье?

Большая часть проповедей на тему переноса субботы на воскресенье, как правило, начинается со стиха в книге Второзаконие, в котором Бог заповедует евреям соблюдать субботу в память об их исходе из Египта. Однако такой подход нельзя назвать объективным, так как первый раз о седьмом дне мы узнаем в книге Бытие: в течение шести дней Бог творит небо, землю и все воинство их, а в седьмой день отдыхает (Быт. 2:2). Поэтому Всевышний благословляет и освящает субботу (Быт. 2:3), причем во всей Библии это единственный пример одновременного благословения и освящения кого-либо или чего-либо. Что более важно, каждое из этих понятий имеет конкретный богословский смысл: благословить означает вознести хвалу, наделить благодатной силой, а освятить – посвятить на служение Богу. Из этого становится понятным, что Бог благословляет и освящает субботу не для самого себя, но для сотворенных им людей.

Именно поэтому, главной причиной, по которой народ Божий должен помнить о субботе названо творение нашего мира, «ИБО в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:8-11).

Слово Божье убедительно свидетельствует нам о том, что община Христа соблюдала субботу по заповеди Декалога (Лк. 23:55-56). И в этом заключается главное: в течение сорока дней после Своего воскрешения, а не конкретно по первым дням недели, Христос являлся ученикам. Он лично установил крещение и вечерю, однако нигде в Писаниях мы не находим, что бы Господь освятил, благословил или просто заповедал приходить к нему на поклонение в иной день, кроме того, который от самого начала назван днем Господним, субботой, священным собранием.

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев. 23:3).

Более подробно вопрос субботы в Библии разобран в книге « ».

Александр Константинов



Приближение долгожданного заслуженного отдыха от работы радует любого трудящегося. В его в преддверии, особенно если это первый опыт официальной работы, возникает несколько резонных вопросов:

  1. Входят ли выходные (суббота и воскресенье) в отпускные дни?
  2. Входят ли официальные праздники РФ в отпускные дни?

Особые примеры

Можно уйти на отдых и на небольшой срок, когда в его промежутке нет выходных . Тогда трудящегося интересует, не присоединят ли к количеству отпуска примыкающие выходные? Ведь от этого зависит, сколько дней отпуска из всех положенных использовал сотрудник. Ответ: нет, выходные не будут присоединены к отпуску автоматически.

Некоторым особым работникам (п. 2 ст. 19 Закона от 26.06.1992 №3132-1; ст. 295 ТК РФ), такие как сезонные работники или судьи, отпуск предоставляется в рабочих днях, исходя из шестидневной рабочей недели. Так, суббота включается в отпуск, а воскресенье не включается и передвигает окончательную дату отпуска (ч. 5 ст. 139 ТК РФ).

Совет : Чтобы обойтись без расчетов, в которых можно и запутаться, возьмите календарь. Считайте, начиная от первого дня, когда начинается предоставленный вам отдых, отмечайте каждый к.д., включая субботу и воскресенье, а праздники – «перепрыгивайте». Так вы легко определитесь с датой выхода на работу при планировании удобного времени, которые вы сможете посвятись себе.

Все эти нормы касаются только тех трудящихся, которые официально трудоустроены. В противном случае вам никто не гарантирует соблюдение правовых норм, поскольку там, где нет официального сотрудника в штате, нет и ответственности перед законом в отношении трудящегося. Социальный пакет принадлежит штатным сотрудникам предприятия и в случае несоблюдения одной из норм, вы можете обжаловать этот вопрос в соответствующих органах.