12.12.2023

Общение как важный фактор развития человека. Общение, как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка


Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека - это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека.

Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.

Л. С. Выготский описал признаки развития, наиболее важными из них являются дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Также он различал два типа развития. Преформированный тип развития представляет такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и конечный результат. Непреформированный тип развития не предопределен заранее, он не дает конечных форм.

Л. Ф. Обухова отмечает, что развитие, прежде всего, качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

В.С. Мухина считает, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией - определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе.

В самом общем виде «развитие личности», по мнению В. А. Петровского, есть становление особой формы целостности, которая включает в себя четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения, субъекта самосознания. Развитие совершается во «внутреннем пространстве личности», но это пространство его связей с другими людьми. «Осознавая себя в другом, как бы возвращаясь к себе, человек никогда не может добиться тождества с самим собой, его отраженное Я не совпадает с действующим.

В то время как активно-неадаптивные действия (Я-действующее) строятся без прототипа и открыты неизвестному будущему, в воспроизведениях своих (отраженное Я) они достраивают себя до степени завершенности и тем самым «теряют» себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека (быть первопричиной активности) вступает в противоречие с существованием (быть отраженным в других людях и в себе самом). Субъективно это противоречие переживается как сомнение в подлинности себя в качестве причины, что побуждает к поиску новых возможностей самополагания - новых актов свободы. В этом порождении себя как субъекта, отражении, и вновь порождении совершается развитие личности».

По мнению В.А. Петровского, развиваясь как личность, человек формирует и развивает собственную природу. Присваивает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой, т. е. человек вступает в мир четырех «миров»: «Природа», «Предметный мир», «Мир другого», «Я сам» .

Описывая взаимоотношения между этими мирами, автор выделяет два следующих утверждения. Первое - любой объект «на земле или на небе» входит, по крайней мере, в один из миров; второе состоит в том, что любой объект входит в каждый из четырех «миров». Каждый из этих четырех миров находится в тесной взаимосвязи с остальными, они представляют несколько граней одного единого мира.

В. С. Мухина полагает, что условием развития личности помимо реальности природы является реальность созданной человеком культуры. Автор классифицирует данную реальность следующим образом: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социального пространства, природная реальность. Деятельности, которые вводят человека в пространство современной ему культуры, с одной стороны, являются компонентами культуры, а с другой - выступают условием развития личности человека.

А.Н. Леонтьев отмечал, что процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Главное то, что этот процесс протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе, среде.

С. Л. Рубинштейн характеризовал личность следующим образом. Человек является личностью в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличности, равнодушия, поэтому для развития личности фундаментальное значение имеет сознание, но не только как знание, но и как отношение.

Личность в общении сочетает в себе уникальное и всеобщее. Достигшая состояния совершенства, внутреннего единства, она устанавливает новые отношения с обществом, в котором живет, поднимается над цивилизацией, к которой принадлежит. При этом она сопротивляется приобщению к массовой культуре, становится в большей степени членом рода человеческого и в меньшей - членом локальной группы общения.

Экзистенциалисты, как известно, делают акцент на предельном одиночестве и единственности человека. И именно эта идея придает остроту проблеме контакта, взаимодействия, взаимопроникновения в общении. Вербальная коммуникация не может решить проблему «связи между людьми в их единственности». Понимание возможно посредством «интуиции и сопереживания, любви и альтруизма, отождествления себя с другими и гомономии в целом».

Именно этот феномен межличностной и межкультурной коммуникации- развитие глубинной человеческой сущности, ее восхождение к своему духовному совершенству- и составляет истинную природу общения. Потребность в развитии и саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и к взаимопроникновению- в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивных, дружелюбных, так и негативных, конфликтных, иногда в агрессивных формах.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.

В психологии и последние годы дискутировалась проблема соотношения процессов общения и деятельности. Одни утверждают, что общение - это деятельность или, по меньшей мере, частный случай деятельности, другие исходят из того, что это два самостоятельных и равноправных процесса. Нет оснований соглашаться ни с одной, ни с другой точкой зрения, не потому, что кто-либо здесь не прав, а потому, что на самом деле противоречие отсутствует.

Действительно, вопрос о том, является ли общение частью (стороной) процесса деятельности или, наоборот, деятельность - стороной общения, применительно к традиционному пониманию общения как акта коммуникации явно не имеет однозначного решения. Совершенно очевидно, что если мы понимаем взаимоотношения людей как опосредствованный субъект-объект-субъектный процесс, то отношения двух или более людей опосредствуются предметом деятельности, и здесь деятельность выступает как сторона коммуникационного акта. Если понимать их как субъект-субъект-объектный процесс (а именно так понимаются деятельностные отношения), то отношение субъекта к объекту, содержанию, цели деятельности опосредствуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение - это сторона, часть деятельности.

Принципиальная обратимость субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных отношений полностью снимает поставленную проблему. Попытки же выяснить приоритет в истории человечества либо общения, либо деятельности были бы подобны классической проблеме яйца и курицы.

Но вопрос о соотношении общения и деятельности может быть углублен в контексте предлагаемой концепции.

Для того чтобы производить, человек должен объединиться с другими людьми (установить с ними контакт, добиться взаимопонимания, получить должную информацию, сообщить им ответную). Здесь общение, как уже было сказано, выступает как часть, сторона деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация. Но, создав предмет в процессе деятельности, включившей в себя общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается. Он транслирует через созданный им предмет себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, для которых он создал этот предмет. Среди них могут быть и те, кто участвовал в создании этого предмета. Среди них может быть и сам этот человек. Через созданный предмет человек трансцендирует в социальное целое, обретая в нем свою идеальную представленность, продолжая себя в других людях и в себе как в "другом".

Это уже общение второго рода (в отличие от коммуникации, имеющей вспомогательный, "обслуживающий" характер), то есть общение как персонализация. Здесь деятельность выступает как сторона, часть, необходимая предпосылка общения. Общение в деятельности производит общее между людьми, которое выступает дважды: в условиях коммуникации - своей информационной стороной и в условиях персонализации - личностной. В этом отношении русский язык, в отличие от других, в более выгодном положении: в нем могут быть использованы два понятия - коммуникация и общение.

Итак, еще раз подтверждается давняя истина: многие споры происходят из-за того, что один и тот же предмет называют разными словами, или, как это получилось с понятием "общение", из-за того, что одно и то же слово используют для обозначения разных предметов.

Таким образом, потребность "быть личностью" возникает на основе социально генерированной возможности осуществления соответствующих действий - способности "быть личностью". Эта способность, можно полагать, есть не что иное, как индивидуально-психологические особенности человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, обеспечивающие его адекватную персонализацию в других людях.

Таким образом, в единстве с потребностью в персонализации, являющейся источником активности субъекта, в качестве ее предпосылки и результата выступает социально генерированная, собственно человеческая способность "быть личностью", обнаруживающаяся с помощью метода отраженной субъектности.

Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Рассмотрим типы общения и их роль в развитии личности. Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в материальный результат. Например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции. Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каждого из его участников к согласованным действиям, к сотрудничеству.
Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о Другом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодействия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения, но может протекать и вне сферы материальной деятельности. Важно, чтобы в образовательном учреждении (школе, вузе и др.) создавались условия для удовлетворения потребности в общении этого типа.
Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящим его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практического общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках. Доминирующим компонентом этого типа общения является взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.
В правилах каждого из этих видов общения личность может актуализировать себя на двух уровнях: творческом и репродуктивном. Общение творческого уровня возникает в ситуациях неопределенности, когда проблема общения не может быть решена стереотипным образом и требует порождения новых операций, их соотношения.
В процессе взаимодействия люди своим внешним обликом, жестами, мимикой, поведением оказывают определенное влияние на намерения, чувства, состояния друг друга. Те характеристики поведения человека, которые воспринимаются зрением, слухом, иногда осязанием – называют внешним поведением человека. Под внутренним поведением понимают позицию человека по отношению к самому себе, систему его взглядов и ценностей, представлений о должном и красивом, непозволительном и безобразном.
В реальной жизнедеятельности, в характере общения с окружающими внешнее поведение отражает внутренние установки человека.
В теории поведения человека, разработанной П.М. Ершовым, показано, что во внешнем поведении, т.е. в позе, жестах, мимике, все люди в основном ведут себя одинаково. Если усвоить сущность этих поведенческих позиций, можно научиться получать информацию о Другом, что поможет устанавливать нормальные межличностные отношения.
В бессловесных действиях (именно так называет П.М. Ершов жестикуляцию, позы, мимику человека) он выделяет «мобилизацию» и «вес».
Под «мобилизацией» понимается психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком. С физиологической точки зрения состояние мобилизации проявляется в «приятной напряженности» спины, во взгляде, обращенном на собеседника. П.М.Ершов выделяет 11 степеней мобилизации: от 0 до 10. Если нулевая мобилизация свидетельствует о максимальной психической расслабленности, которая бывает у человека во время сна, то мобилизация в 10 степени «говорит» о максимальном физическом и психическом напряжении человека. В этой степени мобилизации люди бывают лишь тогда, когда их жизни что-то угрожает или когда решаются жизненно важные для них вопросы.
В сфере делового общения наиболее приемлема окружающими «мобилизация 5», когда человек собран, подтянут и весь его облик «говорит» о готовности выслушать Другого или приступить к предстоящей деятельности.
Степень мобилизации «заразительна»: человек, по отношению к которому избрана расслабляющая мобилизация, тут же «старается ответить такой же мобилизацией». Зная свои «телесные ощущения», регулируя степени напряжения и отдыха психики, человек может регулировать характер взаимодействия с другими и на его основе устанавливать оптимальные отношения с окружающими.
Столь же значимым «бессловесным действием», по П.М.Ершову, является «вес» как индикатор эмоционального настроя и физического самочувствия.
Выделены три вида эмоциональных состояний и поведения людей:
«Тяжелый вес», который «вопиет» о невидимой тяжести, лежащей на плечах у человека. Такая позиция посылает окружающим поток отрицательных эмоций, вызывает у них тяжелые предчувствия, желание избежать взаимодействия с его «носителем». Разумеется, если на человека свалилось горе, его поза не может не отражать этой тяжести. Мы ведем речь о том, что «тяжелый вес» не показан как постоянная линия поведения.
«Легкий вес» – это состояние – антипод « тяжелому весу». Оно «оповещает» окружающих, что у человека все хорошо. Как правило, человек в таком состоянии идет легкой походкой, его движения естественны, грациозны. Он располагает к себе окружающих.
«Вес» как состояние человека проявляется в определенных соотношениях со степенью мобилизации: «легкий вес» с повышенной мобилизацией «дает» в результате линию поведения, которую определяют как «буйную радость»; в сочетании же с пониженной мобилизацией – малопродуктивную для взаимодействия линию поведения.
Третье эмоциональное состояние человека – «вес с достоинством» вызывает у окружающих положительные эмоции. Человек, эмоциональное состояние которого можно определить как «вес с достоинством», «посылает» бессловесную информацию окружающим о том, что он осознает свою значимость для Другого, что общение с ним будет плодотворным. В сочетании с пятой мобилизацией «вес с достоинством» адекватно отражает образ доброжелательного, энергичного человека, вызывающего к себе доверие и готового к взаимодействию.
Бессловесные действия человека воздействуют на подсознание Другого, «информируя» его о том, что сейчас будет сказано: доброжелательное приветствие, деликатный вопрос или резкое замечание и т.д.
Воспитанию у себя ансамбля «бессловесных действий», обеспечивающих установление оптимального общения с окружающими, помогают тренинги, широко представленные в книгах И.Козлова «Как относится к себе и людям», В.Каппони, Т.Новак из серии «Искусство быть»: «Сам себе психолог», «Сам себе взрослый, ребенок и родитель» и др.
Результаты самонаблюдений и наблюдений могут стать основой для овладения ассертивной техникой общения. Ее суть состоит в том, что человек учится открыто заявлять о своих желаниях, требованиях; умеет сказать «нет», когда это нужно; владеет техниками правильного реагирования на определенную и неопределенную критику.
Владение лексическими стратегиями, позволяющими достичь ассертивности, развивается в практике повседневного общения. Например, технология «свободная информация» учит находить в словах собеседника ту информацию, что его интересует или кажется важной. Достигаемый эффект проявляется в способности преодолевать смущение в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом. Технология «самораскрытия» учит самому признаваться как в положительных, так и отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни, помогает поддерживать разговор и ослаблять манипуляции. Достигаемый эффект проявляется в умении раскрывать самого себя, избегать свойственного ранее ощущения непонимания, вины, беспокойства.
Я.Л. Коломинский подчеркивает: «Реальный мир в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм языка… Мы видим, слышим, воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения».
К нормам русского, белорусского языков относится уважение к имени человека. Имя собственное – это не просто условный знак, к которому привык его носитель и окружающие его. Имя человека – это атрибут его человеческого достоинства. Процедура имянаречения у многих народов сопровождается сложными обрядами, процедурами. Поэтому первым правилом, которым следует руководствоваться в общении, может быть такое: «Бережно и внимательно относись к имени человека, с которым вступаешь в общение».
Речевая культура демонстрирует истинное лицо человека.
К речевому поведению предъявляются особые требования потому, что слова, которые мы произносим, часто приводят к конфликтам, неправильной интерпретации другим человеком словесного содержания.
П.М. Ершов утверждает, что наша речь состоит из 11 основных словесных воздействий. Для каждого заинтересованного в продуктивном общении важно знать составные элементы речи и учитывать их значимость и воздействия на личность в повседневной жизнедеятельности. П.М. Ершов подчеркивает, что все основные способы словесных воздействий, кроме одного, объединяются в пары: приказывать – просить; объяснять – отделываться; узнавать – утверждать; удивлять – предупреждать; упрекать – хвалить; звать.
Рассмотрим их подробнее. Пара «приказывать – просить» адресуется воле нашего собеседника с целью добиться сиюминутного удовлетворения потребностей просящего или приказывающего. Но если мы апеллируем к воле другого человека, важно знать и понимать, что просьба и приказ по-разному воспринимаются собеседником. Приказ – это требование подчиниться воле приказывающего, что у многих может вызвать отрицательные эмоции. Выражение же просьбы вызывает меньшую негативную реакцию другой стороны. Следовательно, там, где это возможно, приказ лучше заменить просьбой. Приказ же уместен лишь там и тогда, где и когда он является единственно возможным условием совместной деятельности.
Словесные воздействие «объяснять – отделываться» адресуются к интеллекту собеседника. Если мы хотим быть понятыми другой стороной, необходимо «вглядываться» в глаза собеседника, следить, как он воспринимает наше объяснение, не потерял ли к нему интерес. Объяснение – это своеобразная «вербовка единомышленников на свою сторону». В житейских ситуациях объяснение осуществляется в повышенном эмоциональном состоянии, что может восприниматься как упреки, обиды на слушающего, агрессия против него. Содержание объясняемого уходит на второстепенный план или вообще не воспринимается партнером по общению. Общение в этом случае цели не достигает и является непродуктивным.
Такая же картина складывается и в тех ситуациях, когда вместо объяснения собеседник «отделывается» от него. В данном случае отрицательные эмоции возникают у спрашивающего: он чувствует себя мешающим, тем, кого не хотят слушать, видеть. Поэтому важно помнить, что «объяснение – отделыванье», адресованное интеллекту человека, должно осуществляться спокойно и аргументировано, тогда у нас больше шансов быть адекватно воспринятыми и понятыми нашим собеседником.
Деструктивным или продуктивным общение может быть и в зависимости от речевого поведения при пользовании глаголами «узнавать – утверждать». Словесные действия, выражаемые этими глаголами, адресуются памяти собеседника. Но если в основе узнавания лежит стремление что-то извлечь из памяти собеседника, то в основе утверждения – что-то в ней утвердить. В основе узнавания, которое не может обидеть собеседника, лежит точно сформулированный вопрос, отражающий подлинный интерес к собеседнику. Например: «Мне интересно знать, почему…», «Я хочу подробнее узнать…», «Мне очень надо знать…» Эти вопросы воспринимаются другой стороной адекватно и стимулируют работу памяти.
В повседневном общении мы часто слышим вопросы, которые по сути своей не являются действиями, направленными на узнавание. Вот пример: «Почему Вы постоянно опаздываете?» Цель такого вопроса – не узнать что-либо, а сделать замечание, продемонстрировать свое негативное отношение к человеку. Если в своем взаимодействии с другим человеком мы хотим вложить в его память определенную информацию, т.е. «утверждать» что-либо, важно позаботиться, чтобы объем информации не был слишком большим: иначе запоминание не состоится.
Продуктивным общение людей при осуществлении словесных воздействий «узнавать» – «утверждать» может быть при условии, что каждый из них знает, чего он хочет и как ему сейчас надо поступить.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. От общения педагогов и учащихся во многом зависит динамика и уровень развития последних.

Выделяют следующие типы общения:

1) Материально-практический тип – характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Итог такого общения – материальный результат (например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции и др.). Смыслообразующий компонент такого общения – готовность каждого из его участников к согласованным действиям, сотрудничеству.

2) Духовно-информационный тип – удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, результатом которой является возрастание информации о другом человеке в процессе субъект-субъектного взаимодействия.

3) Духовно-практический тип – удовлетворяет потребности человека в поведении, выводящем его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практического общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках. Доминирующий компонент такого общения – взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.

В этих типах общения личность может реализовать себя на 2 уровнях: репродуктивном и творческом.

В процессе взаимодействия (общения) между людьми каждый из его участников выстраивает линии поведения. Выделяют внешнее и внутреннее поведение. Внешнее поведение отражает внешнюю сторону взаимодействия с другими людьми Внутреннее поведение выражает отношение к себе, взгляды, установки, ценности, представления о должном и непозволительном, красивом и безобразном и др.

В бессловесных действиях общения П.М. Ершов выделяет «мобилизацию» и «вес».

Мобилизация – психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком. Ершов выделяет 11 степеней мобилизации по шкале от 0 до 10. Нулевая степень соответствует полной расслабленности (например, состояние, характерное для сна); Десятая степень выражает максимальное физическое и психическое напряжение (проявляется при угрозе жизни или решении особо важных вопросов). Для делового общения приемлемой является пятая степень мобилизации.

Вес – индикатор эмоционального настроя, физического самочувствия. Выделяют три вида эмоциональных состояний:

1) «тяжелый вес» – тяжелое эмоциональное состояние, связанное с горем, несчастьем человека. От него к другим идут отрицательные эмоции, что вызывает у собеседника тяжелые предчувствия, нежелание общаться.


2) «легкий вес» – свидетельствует о том, что у человека все хорошо (веселый, походка легкая, движения свободные). Такой человек располагает к себе окружающих.

3) «вес с достоинством» – вызывает у окружающих положительные эмоции. Человек бессловесно информирует другого о том, что он осознает свою значимость для него, что общение с ним будет плодотворно.

Что касается словесной речи, то П.М. Ершов выделил 11 основных словесных воздействий. Все они, за исключением одного, объединены в пары:

приказывать – просить;

объяснять – отделываться;

узнавать – утверждать;

удивлять – предупреждать;

упрекать – хвалить;

Общение может быть неплодотворным, деструктивным. Причины такого общения заключаются в низком уровне нравственной культуры личности (грубость, дерзость, оскорбительные выражения, незаинтересованность в собеседнике, провокационные замечания, демонстрация превосходства и т.д.)

Неплодотворным общение может оказаться и тогда, когда человек не владеет техникой продуктивного общения.

Существуют лингвистические технологии, позволяющие изменить к лучшему взаимоотношения с окружающими, ввести самоконтроль в процессе общения. В основе лежит прием использования образов «Волка» и «Жирафа».

4.Общение и деятельность как факторы развития высших психических функций

Высшим уровнем развития психики является психика человека.

Человеческая психика, и в первую очередь его сознание, высшие психические функции развиваются под определяющим влиянием общественно-трудовой деятельности человека, его взаимодействия и общения с другими людьми, включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другие деятельности).

Особую роль в развитии сознания, высших психических функций человека играет вторая сигнальная система - язык и речь как форма ее выражения. С помощью языка человек может осуществлять как создание своего внутреннего мира, так и взаимодействие со средой обитания.

Идею о развитии высших психических функций человека высказал крупный советский психолог Л. С. Выготский. Он относил к высшим психическим функциям мышление, речь, воображение, волю и ряд других и считал, что эти функции у человека формируются в процессе различных видов деятельности, в процессе взаимодействия людей с помощью речи. Речевую деятельность он рассматривал как один из определяющих факторов развития высших психических функций человека. Знаки есть психические орудия, с помощью которых люди владеют своим поведением. Знаки - продукты человеческой истории, культуры.

Высшая психика людей, по мнению Л. С. Выготского, есть речевая психика. Благодаря речи, мимике, жестам, предметным движениям взрослых людей, с помощью которых они выражают свои представления о предмете ребенку, проявления их высших психических функций становятся данностью для этого ребенка.

За счет внутренней речи, произнесения соответствующих слов, индивид может целенаправленно регулировать проявления своего психического и физического потенциала. С помощью внешней речи человек способствует активации психических проявлений взаимодействующих или общающихся с ним лиц.

Изучая становление высших психических функций у людей, Л. С. Выготский справедливо отмечал, что высшие психические функции развиваются в процессе социализации, в процессе взаимодействия с другими людьми. С помощью языка ребенок формирует свой собственный внутренний мир, основными составляющими которого являются значения и смыслы. Психические функции, данные природой, преобразуются в функции высшего уровня развития: механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивные действия - произвольными и т.д.

Фундаментальная идея Л. С. Выготского - представление о социокультурной обусловленности психической деятельности человека. По его мнению, психическое отражение действительности человеком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове. Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием.

Л. С. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего (когда ребенок может самостоятельно решать достаточно сложные задачи) и актуального (когда ребенок может решать новые и достаточно сложные для его возраста задачи, при помощи старших) развития ребенка.

Формы существования и проявлений психики человека

Все многообразие форм существования психики человека обычно объединяют в следующие четыре группы.

1. Психические процессы:

а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (чувства);

в) волевые.

2. Психические образования (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).

3. Психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности личности).

4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (настроенности, мобилизованности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.) (рис. 1.5).

Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических образований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики людей являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, религиозные, технические, экологические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отношения, ценность и т.п. личности.

Такое понимание психического, сознания сложилось в отечественной психологии.

Психика познается через ее проявления. Выделяют две группы форм проявлений психики людей: - субъективные (субъективированные) - что и как переживает человек, его отношения и оценочные суждения, системы ценностей, что и как говорит о себе человек и т.п.;

- объективные (объективированные) - реальное поведение, действия, поступки человека, материализованные и объективированные результаты деяний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

Очевидно, что наиболее полное и адекватное понимание психики человека возможно лишь на основе объективных и субъективных ее проявлений, оценки показателей и признаков таких проявлений. Однако ведущую роль в оценке психических особенностей человека играют объективные проявления психики индивида. Судить о реальных помыслах реальных личностей следует не по их заверениям, а по практическим действиям, поведению (В. И. Ленин), по результатам их поведения и деятельности.

Современному специалисту важно уяснить содержание научного понимания психики человека и опираться на это знание при решении профессиональных задач. Практическая деятельность человека во многом зависит от качества изучения и диагностики людей, учета их особенностей в профессиональной деятельности.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохраним, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах развития. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, его содержание, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные ниже виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для него «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.