21.11.2023

Профессиональная культура и профессиональная этика. Современные проблемы науки и образования Дефиниция этики в профессии


Понятие не новое. Каждому из нас следует примерно понимать, какие требования оно предполагает и как ведет себя в преломлении различных областей деятельности. Рассмотрим историческое развитие профессиональной этики, ее письменную регламентацию, различные виды и многое другое.

Трудовая и профессиональная мораль

Особенные моральные требования, которые предъявляются к конкретной профессиональной деятельности наряду с общечеловеческими ценностями морали. Еще одно определение трудовой морали показывает ее как совокупность обобщенных требований морали, которые оказались выработаны в процессе жизни людей и обретения ими соответствующего жизненного опыта. Такие требования позволяют преобразовывать обыкновенную трудовую и профессиональную деятельность в общественно значимое явление.

Совершенно очевидно, что трудовая мораль получает действительное воплощение в профессиональной деятельности индивидов. Именно поэтому достаточно долгий отрезок времени понятия "трудовая" и "профессиональная мораль" отождествлялись, причем не только в массовом и общественном сознании, но и в учебной литературе по курсу этики.

Однако делать это возможно лишь при характеристике данных понятии в самых общих чертах. Профессиональная мораль схожа с трудовой с той точки зрения, что основополагающие заповеди последней явно обращены ко всем видам профессиональной деятельности. Приведем некоторые примеры данных заповедей: ответственность, добросовестность, творческая инициативность в труде, дисциплинированность.

При этом, как бы то ни было, нельзя утверждать, что такое понятие как «профессиональная мораль» полностью сводится к морали трудовой. Основное объяснение этого факта весьма очевидно: некоторые профессии включают в себя набор весьма специфических проблем, возникших в плоскости морали. Данные проблемные вопросы, хотя косвенно и могут быть отнесены к трудовой морали, но, при любом раскладе, несут на себе определенный отпечаток установленной профессии (медик, педагог, журналист и так далее.).

Зарождение профессиональной морали

Профессиональная мораль по общепризнанной точке зрения является первоосновой профессиональной этики. Весьма интересно, каким же путем происходило формирование этих явлений.

Оформление профессиональной морали и профессиональной этики для ряда профессий (о традиционном подвиде будет рассказано далее) имеет достаточно длинную историю. Только вообразите, исключительные профессии уже в эпоху глубокой древности могли похвастаться своими профессиональными моральными кодексами.

К примеру, при древнегреческих храмах существовали и активно развивались медицинские школы асклепиадов. Вряд ли вы когда-либо встречались с понятием "асклепиад". Оно происходит от имени древнегреческого Асклепия. Именно благодаря этим учебным заведениям греческая медицина достигла высоко уровня развития и вплотную приблизилась к совершенству (по тем временам). Интересный факт связан с тем, что врачеватели, которые заканчивали школу асклепиадов, давали профессиональную клятву. Ничего не напоминает? Да-да, именно этот текст впоследствии был дополнен до того варианта, который сегодня мы знаем в качестве клятвы Гиппократа.

Однако до греческой клятвы ее образец существовал в Женеве. Женевская клятва была принята на Всемирной ассоциации врачей. Требования профессиональной морали в сфере медицины, которые предъявлялись к древнегреческим врачам, практически не изменились по сравнению с существовавшей ранее клятвой в Женеве. В них, в первую очередь, установлена регламентация профессиональных моральных принципов в отношениях врачей и пациентов. Обозначим наиболее знакомые из них и сегодня: соблюдение врачебной тайны, стремление сделать все, что необходимо для благополучия больного. Совершенно ясно, что в основе этих требований лежит ни что иное, как до боли знакомый каждому принцип современных врачей "не навреди".

Древняя Греция также стала первооткрывателем на поприще предъявлений требований профессиональной морали по отношению к учителям. Ничего нового вы здесь в очередной раз не увидите: строгий контроль за собственным поведением в отношениях с учениками с целью избежания крайностей (злободневно и сегодня, не правда ли?), любовь к детям и тому подобное.

Как вы поняли, у древних греков медицинская и педагогическая морали были отнесены, прежде всего, к другим людям, направлены на иных индивидов (больных, учеников). Однако такой путь не единственный. Некоторые профессиональные группы разрабатывали кодексы профессиональной морали для того, чтобы эффективно регулировать, грубо говоря, отношения между друг другом (представителями одной и той же профессии).

Отойдем от античности и заметим, что эпоха Средневековья - еще одна ступень на пути развития концепции профессиональной морали. Отдельные цехи ремесленников в это время разрабатывали свои собственные правила взаимных отношений внутри ремесленной профессии. К ним относились, например, такие требования как: не переманивать покупателя, если он уже успел остановиться перед товаром соседней лавки, не зазывать покупателей, при этом громогласно нахваливая свой собственный товар, также недопустимо развешивать свой товар так, чтобы он непременно закрывал товар соседних лавок.

В качестве мини-вывода заметим, что представители некоторых профессий уже с стародавних времен пытались создавать нечто, напоминающее профессиональные моральные кодексы. Эти документы были призваны:

  • регулировать отношения специалистов внутри одной профессиональной группы;
  • регламентировать права представителей профессии, а также их обязанности относительно людей, непосредственно на которых направлена профессиональная деятельность.

Дефиниция этики в профессии

Мы видим, что система профессиональной этики как таковой стала складываться очень давно. Для абсолютного понимания и анализа вопроса следует дать развернутое определение данного понятия.

Профессиональная этика является в широком понимании системой моральных правил, норм и принципов поведения специалистов (в том числе и конкретного работника) при учете особенностей его профессиональной деятельности и долга, а также конкретной ситуации.

Классификация этики в профессии

Принято считать, что содержание профессиональной этики (в любой профессии) складывается из общих и частных характеристик. Общее основано, в первую очередь, на установленных общечеловеческих моральных нормах. Основные принципы предполагают:

  • особое, исключительное восприятие и понимание чести и долга в профессии;
  • профессиональную солидарность;
  • особенную форму несения ответственности за нарушения, она обусловлена родом деятельности и предметом, на который эта деятельность направлена.

Частное же, в свою очередь, основывается на конкретных условиях, специфике содержания некоторой профессии. Выражаются частные принципы, преимущественно, в моральных кодексах, которые устанавливают необходимые требованиях ко всем специалистам.

Зачастую профессиональная этика как таковая существует лишь в тех видах деятельности, где имеется прямая зависимость благополучия людей от действий специалистов в данной области. Процесс профессиональных действий и их результаты в таких родах деятельности, как правило, оказывают особенное влияние на судьбу и жизнь как отдельных людей, так и человечества в целом.

В этой связи можно выделить еще одну классификацию профессиональной этики:

  • традиционная;
  • новые виды.

К традиционной этике относятся такие вариации, как юридическая, медицинская, педагогическая, этика ученого сообщества.

Во вновь же возникших видах определяют такие отрасли как инженерная и журналистская этика, биоэтика. Появление данных направлений профессиональной этики и их постепенная актуализация связаны, прежде всего, с постоянным повышением роли так называемого "человеческого фактора" в конкретном виде деятельности (например, в инженерии) или возрастанием уровня воздействия данного профессионального направления на общество (яркий пример - журналистика и СМИ как четвертая власть).

Этический кодекс

Основным документом в регламентации специализированной этической сферы служит кодекс профессиональной этики. Что же это?

Или просто "этический кодекс" - это опубликованные (закрепленные в письменной форме) установления по поводу системы ценностей и нравственных принципов людей, принадлежащих к определенному роду профессиональной деятельности. Основной целью разработки таких кодексов, бесспорно, является информирование специалистов в данной сфере деятельности о тех правилах, которые они обязаны соблюдать, однако существует и вторичная задача их написания - просвещение широкой общественности в отношении норм поведения специалистов той или иной профессии.

Кодексы этики включаются в официальные профессиональные стандарты в качестве их части. Они традиционно разрабатываются в системе государственного управления и предназначаются для специалистов различных видов деятельности. В более общем и понятном для всех смысле кодексы этики - это определенный свод установленных норм подобающего, правильного поведения, которое непременно считается уместным для человека той профессии, к которой относится именно этот кодекс (например, профессиональная этика нотариуса).

Функции кодекса этики

Этические кодексы по традиции разрабатываются в организациях той профессии, для которой данный кодекс предназначается. В основе их содержания лежит перечисление тех социальных функций, с целью поддержания и сохранения которых и существует сама организация. Кодексы, вместе с тем, уверяют общество, что закрепленные в них функции будут выполняться в строгом соответствии с самыми высокими моральными принципами и нормами.

С нравственной точки зрения кодексы профессиональной этики выполняют две основные функции:

  • выступают в роли гарантии качества для социума;
  • позволяют познакомиться с информацией о стандартах, установленных в рамках деятельности специалистов конкретной области, и ограничениях для тех профессий, для которых данные кодексы разработаны.

Признаки удачного этического кодекса

  1. кодекс способен обеспечить необходимое руководство над поведением профессионалов в определенной области;
  2. данный документ представляется применяемым ко многим специальностям, которые включает в себя профессия (своеобразным ответвлениям внутри нее);
  3. этический кодекс может предложить действительно эффективные средства для того, чтобы обеспечивать выполнение указываемых в нем же норм.

Однако стоит отдельно отметить, что подавляющее большинство документов, регламентирующих профессиональную этику, не включают в свое наполнение санкции. Если же принудительные стандарты все-таки содержатся внутри этических кодексов, то такие варианты становятся намного более конкретными и гораздо менее приближенными к идеалу. Ведь они больше не могут восприниматься в качестве нормативных описаний желаемого верного поведения, а превращаются в нечто схожее с реальными нормативно-правовыми актами, регламентируемыми и устанавливаемыми государством (кодексами, федеральными законами и прочим). Словно они включают в себя ограниченный набор конкретно определенных и законодательно закрепленных требований. Фактически в тот самый момент, когда этический кодекс превращается в описание стандартов единственно правильного поведения, невыполнение которых ведет к санкциям по закону, он перестает быть кодексом этики, а становится поведенческим кодексом.

Этика отельных профессий

Более подробно поговорим об одних из самых известных сегодня комплексах формирования профессиональной этики в конкретных областях.

Бухгалтерская этика

В кодекс этики профессиональных бухгалтеров включается несколько разделов. Так, например, часть под названием «Цели» говорит, что главными задачами в бухгалтерской профессии являются выполнение работы соответсвенно самым выс-ким стандартам бухгалтерского профессионализма, а также полное обеспечение наилучших результатов профессиональной деятельности и максимальное соблюдение социальных интересов. К эти целям предъявляются четыре необходимых для исполнения требований:

  • доверие;
  • профессионализм;
  • достоверность;
  • высокое качество предоставляемых услуг.

Другой же раздел кодекса этики профессиональных бухгалтеров, именуемый «Фундаментальные принципы», наделяет специалистов следующими обязательствами:

  • объективность;
  • порядочность;
  • конфиденциальность;
  • необходимая тщательность и профессиональная компетентность;
  • поведение, соответствующее профессиональным требованиям;
  • технические стандарты.

Адвокатская этика

Профессиональная этика адвоката имеет ряд особенностей. По кодексу адвокат обязуется разумно, честно, добросовестно, принципиально, квалифицированно и своевременно исполнять возложенные на него обязанности, а также защищать самым активным образом свободы, права, интересы доверителя абсолютно всеми способами, не запрещенными законом. Адвокат непременно должен уважать права, достоинство и честь лиц, пришедших за юридической помощью, коллег и доверителей. Адвокат должен придерживаться деловой манеры общения и официально-делового стиля в одежде. Профессиональная культура и этика неразрывно связаны в рамках адвокатской деятельности.

В профессиональной этике адвокат обязан при любых обстоятельствах вести себя надлежащим образом, сохранять личное достоинство, честь. Если возникает ситуация, при которой вопросы этики не регламентированы официальными документами, адвокат должен следовать сложившимся в профессии традиционным схемам поведения и обычаям, которые не нарушают общие нравственные принципы. Каждый адвокат имеет право обратиться в Совет адвокатской палаты за разъяснением по этическому вопросу, на который самостоятельно ответить не получилось. Палата не может отказать адвокату в таком разъяснении. Важно, что специалист, принимающий решение на основе Совета палаты не может быть привлечен к дисциплинарным взысканиям.

Профессиональный личный суверенитет адвоката - необходимое условие доверия к нему клиента. То есть, адвокат ни при каких условиях не должен поступать таким образом, чтобы так или иначе пошатнуть доверие клиента как к собственной персоне, так и к адвокатуре вообще. Первое и самое главное в адвокатской этике - сохранение профессиональной тайны. Она напрямую обеспечивает так называемый иммунитет доверителя, который официально предоставлен лицу Конституцией РФ.

Кроме того, адвокат может использовать информацию своего клиента только по делу данного клиента и в его интересах, причем сам доверитель должен иметь максимальную степень уверенности в том, что все будет именно так. Именно поэтому мы прекрасно понимаем, что адвокат как профессионал не вправе делиться ни с кем (в том числе и родными людьми) теми фактами, которые были ему сообщены в рамках взаимодействия с клиентурой. Причем, данное правило никак не ограничено во времени, то есть адвокат должен соблюдать его и по выполнении своих непосредственных профессиональных обязательств.

Соблюдение профессиональной тайны - безоговорочный приоритет деятельности адвоката и ее основной этический элемент. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ защитник обвиняемого, подозреваемого или любого другого участника дела не может быть приглашен в полицию для дачи показаний в качестве свидетеля. Сотрудники органов не имеют права спрашивать адвоката о тех моментах, которые стали ему известны в рамках собственной деятельности или проведения независимого расследования.

Главная ценность для каждого адвоката - интересы его клиента, именно они должны определять весь путь профессионального сотрудничества сторон. Однако мы прекрасно знаем, что на территории Российской Федерации закон имеет верховенство. И в данном случае законодательство и непреложные нравственные принципы в профессиональной деятельности адвоката должны возвышаться над волей доверителя. Если желания, просьбы или даже указания клиента выходят за рамки действующего законодательства, то адвокат не имеет права их исполнять.

Этика государтвенного служащего

Профессиональная этика служащего определяется восемью основными принципами:

  1. Безупречного и бескорыстного служения государству и обществу.
  2. Неукоснительного соблюдения действующего законодательства.
  3. Защиты прав и свобод граждан, уважения человеческой личности и достоинства (иначе называется принципом гуманизма).
  4. Несения юридической и нравственной ответственности за свои решения.
  5. Справедливого отношения ко всем и "умного" использования тех властных полномочий, которыми служащий наделен.
  6. Добровольного соблюдения госслужащим установленных правил поведения.
  7. Имеющий громкое название "вне политики".
  8. Абсолютного неприятия всех коррупционных и бюрократических проявлений, следования требованиям неподкупности и честности.

Журналистская этика

Профессиональная этика журналиста - явление не вполне универсальное. Безусловно, существуют единые документы, регламентирующие работу медиасреды в целом. При этом дело в том, что каждая отдельная редакция, как правило, разрабатывает собственные требования профессиональной этики. И это логично. Мы же все-таки попробуем рассмотреть некоторые общие особенности профессиональной этики журналиста.

  1. Следование фактам и фактчекинг (их проверка). Под следованием фактам в данном случае понимается и беспристрастное их сообщение аудитории, без оказания какого-либо вида воздействия на массовое сознание.
  2. Создание контента, соответствующего потребностям аудитории данного периодического издания, который в состоянии принести обществу какую-то пользу.
  3. Анализ фактов и написание статьи, как поиск правды.
  4. Журналист лишь освещает события, но сам не может являться их причиной (например, учинение скандала со звездной персоной).
  5. Получение информации только честным и открытым путем.
  6. Исправление своих собственных ошибок в случае их допущения (опровержение ложной информации).
  7. Ненарушение договоренности с источником каких-либо фактов.
  8. Запрещено использовать собственное положение как средство давления или, тем более, как оружие.
  9. Публикация материала, способного нанести кому-то ущерб, только при наличии неопровержимых фактов, подтверждающих информацию.
  10. Контент как полная и абсолютная правду.
  11. Запрещено преломлять истину с целью получения какой-либо выгоды.

К сожалению, сегодня не только многие журналисты, но и целые редакции пренебрегают приведенными этическими требованиями.

Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

Существует целый ряд профессий, которые непосредственно обращены к человеку. От работников этих профессий требуется не только профессионализм, компетентность, но и определенные нравственные качества, особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Таким образом, профессиональная нравственность есть не что иное, как конкретизация общечеловеческих нравственных ценностей применительно к условиям целого ряда профессий.

В связи с этим можно утверждать, что центральным, исходным понятием профессиональной морали является понятие профессионального долга, в котором достаточно четко фиксируются обязанности работника. Именно осознание своего служебного долга побуждает специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы.

Профессиональная культура является одним из важнейших социокультурных факторов становления человека. Являясь элементом общей культуры, профессиональная культура человека основывается на общепринятых духовно-нравственных ценностях, нормах и правилах, а также способах взаимодействия человека как единицы той общественной системы, к которой он принадлежит. Однако общую культуру отличают нормы и стандарты жизнедеятельности общие для людей вне зависимости от их профиля деятельности на основе общих методов социализации (вхождения в общество) и образования. Результатом чего становится усвоение характерных для общества в целом культурных (этнических, религиозных, политических и иных) ценностей, норм, стереотипов поведения. Профессиональную культуру характеризуют нормы и стандарты, связанные с родом деятельности и специфического взаимодействия, а также с принадлежностью индивида к определенной социально-профессиональной группе.

Специфика профессиональной культуры заключается в том, что в основе ее лежит ядро не только профессиональных, но и общечеловеческих ценностей. Реагируя на изменения социальной практики, культура выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д.



Нравственные факторы в профессиональной культуре – это нравственные убеждения (долг, готовность добросовестно и честно трудится и др.), которые определяют участие человека в любых общественно необходимых видах деятельности, не деля их на «престижные» и «непрестижные». Профессиональная культура проявляется в трудовой активности человека, мере интенсивности деятельности, участливости, помощи коллегам. Это социальное общение, обусловленное объективными потребностями совместной деятельности, создает условия развития человеческих способностей и распространения профессиональной культуры.

К свойствам профессиональной культуры относятся:

интегративность , отображающую влияние всех компонентов профессиональной культуры на культуру личности в целом и общее развитие самой культуры;

социальность , свидетельствующая о том, что наличии высокого уровня сформированности профессиональной культуры имеет не только личное, но и общественное значение, а также дает возможность личности более эффективно создавать общественное богатство;

личностный характер профессиональной культуры , который означает присвоение личностью в процессе специальной подготовки профессионально важных знаний, умений и навыков, имеющих для человека личностное содержание, поскольку могут удовлетворить потребности личности в выполнении профессиональной деятельности и осуществлении профессионального роста;

динамичность и действенность , отображающие принудительную мотивационную силу профессиональной культуры, ее способность регулировать направление развития личностных качеств;

непрерывность , означающую, что высокий уровень профессиональной культуры способствует непрерывному саморазвитию человека в сфере своей профессиональной деятельности с целью удовлетворения собственных внутренних профессионально направленных стимулов и поддержки на определенном уровне своей профессиональной культуры.



Однако, говоря сейчас о структуре профессиональной культуры, мы можем дать только ее общие контуры. Конкретизация профессиональной культуры и ее структурных компонентов возможна только в контексте определенной профессии, а иногда даже ее специализации.

Контрольная работа № 2

Тема: Профессиональная этика поведения персонала организации.

Введение

Этика

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, на работе, но и дома. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Манеры - это внешняя форма поведения, способ держать себя, общаться с другими людьми, которая проявляется в употребляемых в речи выражениях, тоне, интонации, в характере походки человека, его жестикуляции и даже мимике. Манеры регулируются этикетом.

Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Подлинная культура поведения - там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Профессиональная этика: основные определения, объекты изучения.

Профессиональная этика

Профессиональная этика изучает:

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики:

Это отношение к общественному труду и к участникам трудового процесса,

Это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это те профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников (сложная совместная деятельность). А также те сферы деятельности, которые связаны с правом распоряжаться жизнью других людей, где уделяется особое внимание моральным качествам работников. Здесь речь идет не только об уровне моральности, но и о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. Это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Особенности труда этих профессиональных групп имеют сложные моральные отношения при взаимодействии с другими людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность работника приобретает решающее значение. Многие такие профессии возникли в глубокой древности, и поэтому и имеют свои профессионально-этические кодексы такие как, например, "Клятва Гиппократа" для врачей, нравственные установления жрецов, кодексы чести, исполнявших судебные функции.

Общество рассматривает нравственные качества этих категорий работников как один из ведущих элементов их профессиональной пригодности.

Таким образом, общеморальные нормы конкретизируются в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Следовательно, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали в обществе. Как правило, нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Следовательно, безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу.

Сложность современной России проявляется в том, что требуется выработать новый тип профессиональной морали, которая бы отражала идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений с учетом формирующейся новой морали общества. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса общества.

Виды профессиональной этики.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Особым видом профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания.

Экономическая этика

Деловой этикет, принципы этики делового человек.

Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:

Он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

Исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать;

Верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;

Признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

Уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы, ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную и окончательную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Этика делового общения персонала организации.

Принципы этики делового общения.

Для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке используется термин "этика делового общения".

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.
Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле, процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих принципов:
1. Пунктуальность ( делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Этика групповых форм делового общения.

Необходимо придерживаться одного предмета спора. Не допускать ситуации, выраженной в поговорке: "Один про Фому, другой про Ерему";


Этические нормы общения по телефону.


Джен Ягер выделяет такие наиболее важные принципы этики общения по телефону:
1. Если там, куда вы звоните, вас не знают, уместно со стороны секретаря попросить вас представиться и узнать, по какому вопросу вы звоните. Назовите себя и кратко изложите причину звонка.
2. Нарушением норм делового этикета считается выдавать себя за личного друга того, кому вы звоните, только для того, чтобы вас скорее с ним соединили.
3. Грубейшее нарушение - не перезвонить, когда вашего звонка ждут. Необходимо перезвонить при первой возможности.
4. Если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте или он не может подойти, попросите передать, что вы звонили. Потом нужно позвонить еще раз, или сказать, когда и где вас можно будет легко найти.
5. Когда разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, когда можно быть уверенным, что у вашего собеседника достаточно времени на беседу.
6. Никогда не говорите с набитым ртом, не жуйте и не пейте во время разговора.
7. Если звонит телефон, а вы уже говорите в это время по другому аппарату, постарайтесь закончить первый разговор, а уж потом обстоятельно поговорить со вторым собеседником. Если можно, спросите у второго собеседника по какому номеру перезвонить и кого позвать.

Правила по проведению телефонных переговоров. Руководители многих компаний предают большое значение обучению персонала ведению деловых переговоров по телефону. Разрабатываются правила, проводится массовое обучение, тренировка и тестирование сотрудников. Все эти мероприятия направлены к тотальному управлению качеством обслуживания клиентов.

Ниже приводится перечень общепринятых правил по проведению телефонных переговоров,разработанный администрацией Коммерческий Банк “ГРАН" (г..Екатеренбург) для своих сотрудников.

Если звонят Вам:

1.Поднимайте трубку до четвертого звонка телефона.

2.Ни в коем случае не ведите разговор через установку громкой связи.

3.Говорите: “Здравствуйте, Банк "......",(название отдела)".

5.Спрашивайте: “Чем я могу Вам помочь?".

6.Концентрируйте внимание на одной беседе и внимательно слушайте собеседника. (Не пытайтесь вести два разговора сразу. При одновременном проведении телефонных переговоров и наличии клиента, необходимо выбрать приоритетный вариант и попросить вторую сторону подождать, но не затягивать время ожидания более 30 секунд. В случае превышения данного периода, либо оставить номер телефона клиента, с обязательством перезвонить через определенное время, либо попросить другого свободного сотрудника закончить Вашу работу на Вашем рабочем месте; не заставляйте клиента ждать и бегать: для Банка отношения с клиентом важнее любой самой срочной внутрибанковской работы.)

7.Ответы должны быть четкими, лаконичными.

8.Если на линии плохая слышимость, не следует повышать голос по собственной инициативе,т.к. вполне возможно, что собеседник слышит Вас прекрасно, просто попросите его говорить погромче, и спросите при этом как он слышит Вас.

9.Не давайте выхода отрицательным эмоциям. (В тысячу раз предпочтительнее, если Вы переключите сложного клиента на другого сотрудника, компетентного в его вопросе, чем внесете напряженность в его отношения с Банком своей несдержанностью.)

10..Следите за своей дикцией, говорите внятно (Лучше прожевать булочку вдали от трубки, еще лучше, делать это в другое время, в другом месте.)

12..Предложите перезвонить, если это требуется для выяснения деталей.

13..Используйте бланки для заметок для фиксации содержания переговоров.

14..Если клиент высказывает по телефону жалобу, дайте ему выговориться до конца; выразите сочувствие; если виноваты Вы, извинитесь, запишите его имя и телефон и попытайтесь решить его проблему.

15.."Вытягивая" из клиента информацию, используйте вопросы: "что?", “когда?", “где?", “как?”, избегая вопроса "почему?".

16..После окончания беседы необходимо попрощаться с клиентом и подождать пока он первым положит трубку. (Кто первым начал разговор, кто позвонил, тот и должен заканчивать.)

При телефонных разговорах следует избегать следующих выражений:

1.“Я не знаю…” Лучше сказать: “Хороший вопрос… Разрешите я уточню это для Вас."

2.“Вы должны…” Лучше сказать: “Для Вас имеет смысл…”, или "Лучше всего было бы…".

3.“Подождите секунду, я скоро вернусь…” Лучше сказать: "Для того, чтобы найти нужную информацию, может потребоваться две-три минуты. Вы можете подождать?"

4.“Нет”. Лучше сказать: “Мы не в состоянии сделать то-то, но готовы предложить следующее…."

Если звоните Вы:

1.Четко сформулируйте себе, с какой целью собираетесь звонить и каково должно быть содержание будущего разговора. (Для особо сложных переговоров лучше составить перечень вопросов, которые Вы собираетесь задавать на бумаге, так Вам будет проще проследить за полнотой и непротиворечивостью ответов.)

2.Оптимальное время для телефонного звонка определяется по трем признакам:

а) Когда, по Вашему предположению, Ваш звонок будет удобнее для абонента;

б) Когда к нему проще дозвониться;

в) Когда Вам будет удобнее позвонить.

3.После соединения представьтесь: “Здравствуйте, Банк "ГРАН", (при необходимости сообщите название отдела), фамилию", и здесь уже задавайте подготовленные Вами вопросы.

5.5 Этика и психология деловых бесед и переговоров.



Заслуживают внимания шесть основных правил (этических норм) отношений между партнерами на переговорах и рекомендации по их реализации, предлагаемые американскими специалистами:
1.Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на переговорном процессе и способности принятия разумных решений.
2.Понимание. Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможности выработки взаимоприемлемых решений.

3.Общение. Если ваши партнеры не проявляют большой заинтересованности, все же постарайтесь провести с ними консультации. Это позволит сохранить и улучшить отношения.
4.Достоверность . Ложная информация ослабляет силу аргументации, а также неблагоприятно влияет на репутацию.
5.Избегайте менторского тона. Недопустимо поучать партнера. Основной метод - убеждение.
6. Принятие. Постарайтесь принять другую сторону и будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера.

Успешное ведение деловых бесед и переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внимание к чужому мнению), конкретность.
Точность. Одна из важнейших этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует о вашей ненадежности в делах.
Честность . Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы.
Корректность и такт. Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д.
Умение выслушать . Внимательно и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте говорящего.
Конкретность. Беседа должна быть конкретной, а не отвлеченной, и включать факты, цифровые данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами.
И последнее, негативный исход деловой беседы или переговоров не является основанием для резкости или холодности при завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в расчете на будущее позволило сохранить контакт и деловые связи.

Организация. Необходимо строго соблюдать заранее согласованные договоренности о месте, времени и составе участников встречи (кто, где и когда будет встречаться). Только при настоятельной необходимости можно вносить изменения в заранее утвержденный план. Так, если вы намерены встретиться с кем-то с глазу на глаз, а приглашенный звонит вам и объявляет, что он намерен явиться со своим секретарем и кем-то еще, вы должны решить, отвечает ли встреча в подобном составе вашим интересам и стоит ли ее действительно проводить.
Когда вы заинтересованы в беседе, можно подчеркнуть свое уважение к человеку, назначив место встречи поближе к месту его работы.

Правила общения через переводчика.



-Произносить следует не более одного-двух предложений подряд, учитывая, что удержать в памяти и перевести большее количество материала полно и правильно переводчик не в состоянии;
-Нельзя сопровождать свою речь поговорками, идиоматическими оборотами и, тем более, цитированием стихов. Перевод их на другой язык требует длительной работы и невозможен в ходе динамичной беседы. Неверный перевод способен испортить атмосферу переговоров, поскольку наши пословицы и поговорки на другом языке могут приобрести двусмысленное значение, а иногда и оскорбительный смысл;
-Необходимо учитывать реакцию партнеров и немедленно принимать меры, если возникает ощущение, что они понимают вас неправильно. Переводчик, в свою очередь, может в случае необходимости попросить любую из сторон пояснить мысль более простыми словами или повторить фразу еще раз;
-Перед переговорами необходимо выделить достаточное время для работы с переводчиком, чтобы как можно подробнее ознакомить его с кругом затрагиваемых проблем, пояснить используемую терминологию. Доклад, речь на презентации и другие письменные материалы должны передаваться переводчику для ознакомления за день-два до выступления. И последнее, нет переводчиков, которые без подготовки одинаково хорошо оперируют и медицинской, и технической, и любой иной терминологией.

5.7 Визитные карточки.

Визитная карточка широко используется в деловых отношениях и протокольной дипломатической практике. Ими обмениваются при знакомстве, используют для заочного представления, выражения благодарности или соболезнования, с ними посылают цветы, подарки и т.д. Визитные карточки изготовляют типографским способом. Текст печатается на русском языке, на обороте - на иностранном. Указывают название учреждения (фирмы), имя, отчество (в отечественной практике), фамилию, а под ними должность владельца. Обязательно указывают ученую степень (звание), в левом нижнем углу - полный адрес, в правом - номера телефонов и телефакса.
Размер визитных карточек и шрифт, которым печатается текст, строго не регламентируются. На них значительное влияние оказывает местная практика. У нас принят следующий стандарт - 70х90 или 50х90 мм.
Женщины, согласно традиции, указывают на визитных карточках только имя, отчество и фамилию. Однако в настоящее время, принимая активное участие в деловой жизни, и женщины все чаще следуют правилу давать более подробную информацию о своей должности, ученой степени и звании. Есть определенные правила, регламентирующие особенности визитных карточек при использовании их в общении с женщинами: на посылаемых и оставляемых женщинам визитных карточках должность не печатается.
Как правило, визитными карточками обмениваются лично, придерживаясь принципа взаимности. Лицо, нанесшее визит другому лицу, обязательно оставляет свою визитную карточку. Когда визитная карточка доставляется адресату лично ее владельцем, но без нанесения визита, она загибается с правой стороны по всей ширине карточки. Это правило больше относится к дипломатической практике. В ряде случаев визитные карточки посылают по почте или с курьером (последнее гарантирует своевременность доставки).
Оставляя или посылая визитные карточки, что заменяет личный визит, в левом нижнем углу в зависимости от конкретного случая делаются следующие сокращенные надписи простым карандашом:
-p.r. (pour remercier) - при выражении благодарности;
-p.f. (pour feliciter) - при поздравлении по случаю праздника;
-p.f.c. (pour faire connaissance) - при выражении удовлетворения знакомством;
- p.f.N.a. (pour feliciter Nouvel an) - при поздравлении по случаю Нового года;
- p.p.c. (pour prendre conge) - при прощании, когда прощальный визит не наносился;
-p.c. (pour condoler) - при выражении соболезнования;
- p.p. (pour presenter) - при представлении или рекомендации другого лица по приезду, в порядке заочного знакомства.
В случае заочного знакомства визитную карточку представляемого лица посылают вместе с карточкой рекомендующего, на которой делают надпись "p.p.". Представляемому лицу отвечают, посылая визитную карточку без подписи.
На визитных карточках могут быть и другие надписи. При этом надо помнить, что они, как правило, пишутся от третьего лица, например: "Благодарит за поздравления", "Поздравляет с праздником..." и т.п.
Перечисленные правила носят протокольный характер и со всей точностью соблюдаются в основном только в дипломатической практике. Определенные особенности использования визитных карточек сложились и в деловой сфере. Особую важность они приобретают при деловом общении, в котором принимают участие представители различных культур и народов.
Строгая регламентация использования визитных карточек касается, в первую очередь, такого вида делового общения, как ведение переговорных процессов. При этом обязательный атрибут первой встречи с иностранным партнером - обмен визитными карточками.
Обмен визитными карточками начинается с самых высокопоставленных членов делегации и идет строго по субординации. Согласно этикету, первыми должны вручать свои визитные карточки хозяева. Особенно строго подобные правила соблюдают японцы и корейцы, для которых нарушение иерархии равносильно оскорблению. Американцы и европейцы более демократичны в этом вопросе. Действуют простые, но обязательные правила вручения визитной карточки: ее полагается передавать партнеру повернутой так, чтобы он мог сразу прочитать текст. Следует вслух произнести свою фамилию, чтобы партнер смог более или менее усвоить произношение вашего имени. В Азии их положено вручать обеими руками, на Западе особого порядка на этот счет не существует. Принимать визитные карточки нужно тоже обеими руками или только правой рукой. При этом как вручающий, так и принимающий обмениваются легкими поклонами. Приняв визитную карточку, нужно в присутствии партнера прочитать вслух его имя и уяснить его должность и положение. Во время переговоров следует положить визитные карточки перед собой, чтобы не путаться в именах. Лучше рассортировать их в том порядке, в каком партнеры сидят перед вами. Нельзя мять чужие визитные карточки, делать на них пометки, вертеть в задумчивости на глазах у хозяина. Это воспринимается как неуважение и даже обида. Серьезно подмочит вашу репутацию, если вы не узнаете человека, с которым когда-то обменялись визитными карточками.

Общие понятия делового этикета.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам этикет – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что это целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что этикет помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам этикета то, что раньше мы никогда не делали.

Деловое письмо

Что желательно иметь, чтобы написать письмо своему деловому партнёру:

1. Современную оргтехнику.

Писать от руки можно только корреспонденции личного характера.

2. Свой собственный фирменный бланк, состоящий обычно из эмблемы фирмы, её полного названия, почтового и телеграфного адреса, телефона, банковских реквизитов.

3. При возможности желательно использовать свой фирменный конверт, на котором дублируются реквизиты, указанные на бланке. Это не обязательно.

4. Оставляйте копии отправленных писем.

Структура письма.

Само письмо начинается с точного повторения в левом верхнем углу адреса, написанного на конверте.

С правой стороны пишут дату отправления письма – день, месяц и год полностью. Ещё ниже – обращение, с левой стороны. Начинается оно с той же вежливой формы, которая использовалась перед фамилией вашего адресата на конверте. Фамилию можно указывать без инициалов.

Следующие несколько строк посвящают обычно краткой формулировке темы письма. Если переписка ведётся каким-либо конкретным лицом, то письмо заканчивается обычно оборотом: «Искренне Ваш». В случае рассылки рекламной корреспонденции и др. писем безличного характера фамилию адресата не ставят, а к названию фирмы добавляют название отдела, в который адресовано письмо. Безымянно писать не рекомендуется. Без имени можно писать письмо фирме или учреждению, но проставлять в адресе оборот: « Генеральному директору», без указания его фамилии и инициалов.

Завершить письмо нужно также вежливой формулировкой. В зависимости от цели письма формулировку изменяют.

При необходимости получить скорый ответ на деловое письмо или запрос можно написать следующее: «Рассчитываем, что Вы ответите при первой же возможности».

После окончания письма ставят подпись и фамилию, ниже указывают должность и название фирмы. Если письмо рекламного характера, то фамилия и подпись необязательны.

Общее правило для любой корреспонденции – письмо должно свободно помещаться в конверт.

На любой корреспонденции проставляют обратный адрес.

Корреспонденции, как поздравление человека, кого Вы хорошо знаете, выражение соболезнования, благодарственные письма лучше писать от руки.

Не стоит начинать письмо с местоимения «Я».

Постскриптум (P.S.) выносят вниз, после подписи. Ниже постскриптума ставят свою подпись или инициалы.

Почтовые открытки не используют в деловой переписке. Можно послать телеграмму.

Любое письмо, доверенное Вам, требует немедленного ответа. Если Вы не можете исполнить просьбу, изложенную в письме, то уведомите об это сразу же.

На поздравления отвечают коротко.

Общее правило для любой корреспонденции – с левого края бумаги донизу оставляют свободное поле одинаковой ширины.

Факсы.

При отправке факсов самое главное требование – краткость. Необходимо тщательно сформулировать предложения, проверить, не повторяется ли дважды одна и та же мысль.

Наилучший вариант факса – когда он помещается на одном листе машинописного формата.

Не стоит посылать факс два раза подряд, лучше ещё раз созвониться и поинтересоваться, нормально ли прошла копия.

Для того, чтобы послать факс, необходимо:

1.Подготовить документы, которые вы будете отсылать. Документы должны отвечать требованиям делового письма и иметь все необходимые реквизиты.

2.Указать номер своего факса для того, чтобы с Вами могли связаться.

3.Проставить номер факса своего партнёра, название города и его код, название фирмы и обязательно фамилию и имя адресата.

4.На бумагах, которые являются официальными, должны стоять печать и подпись ответственного лица.

Внешний вид. Одежда делового человека.

Самая распостранённая и наиболее признанная на сегодня одежда бизнесменов ѕ костюм. Костюм – визитная карточка делового человека. Прежде всего, смотрят, как человек одет. Первое впечатление надолго остаётся в памяти людей, с которыми мы знакомимся. Поэтому пренебрегать своим внешним видом – непростительная ошибка.

Например, аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить своё и чужое время. Расхлябанность – синоним суетливости, забывчивости.

Литература:

1.Анисимов С. Ф. Мораль и поведение -М: Мысль, 1985.

2.Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 1996

3.Вихлянский С. С. Наумов А. И. Менеджмент.-М: ВШ, 1994.

4.Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1991

5.Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К.

6.Данкел Жаклин Деловой этикет. Ростов-на-дону, Феникс. 1997.

7.Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. – Симферополь, 1996

8.Основы этических знаний. Под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд. "Лань", 1998.

9.Сухарев В. А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996

10.Честара Дж. Деловой этикет. – М., 1997.

Вопросы :

1. Профессиональная этика: определение, виды, принципы.

3. Этика ведения деловых бесед и переговоров

1.Профессиональная этика: определение, виды, принципы.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность. Она изучает не только происхождение и сущность морали, но и то, как должен поступать человек. И в этом проявляется практическая направленность этики. Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Следовательно, этика- это и наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях вытекающих из этих отношений.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип поведения, нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Особым видом профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания.

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это - адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции и другие сферы проявления профессиональной этики.

Принципы: пунктуальность, конфиденциальность, любезность, доброжелательность, приветливость, внимание к окружающим, внешний облик, грамотность.

2.Этика взаимоотношений персонала организации

Актуальной является выработка культуры служебного общения, включающая ряд общих моментов- правил служебного этикета. Несоблюдение этих правил приводит к неприятным последствиям. Так, неумение вести служебного разговора, неумение вести себя коммуникабельно с сослуживцами на работе, кроме потери времени многих людей, приносят массу неприятных моментов.

Чтобы избежать этих эксцессов, достаточно бывает на службе соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, проявлять тактичность, общительность, естественность, доброжелательность.

Этими вопросами занимается прфессиональная этика, она изучает:

Нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

Особенности профессионального воспитания.

Наряду с диалоговым общением, существуют различные формы группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Наиболее распространенными формами являются совещания и собрания.

К совещаниям предъявляется ряд этических требований, регулирующих взаимоотношения как между начальниками и подчиненными, так и между его участниками. Так, этически оправданным со стороны начальника будет приглашение участников на совещание, на котором планируется рассмотрение важного вопроса, не по телефону через секретаршу, а письменно или в личном общении. Уважение к аудитории проявляется в создании хотя бы минимума комфорта (подбор помещения в соответствии с количеством участников, необходимое освещение, проветриваемость помещения, обеспечение возможности записать необходимую информацию и т.д.). Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск истины. Дискуссия эффективна только в том случае, если она проводится с соблюдением этически ориентированных норм поведения людей в процессе делового общения. Так, И. Браим отмечает, что:

В дискуссии необходимо уважительное отношение к чужому мнению, даже если оно на первый взгляд кажется абсурдным. Для того, чтобы понять чужое мнение, в первую очередь, необходимо набраться терпения, мобилизовать внимание и выслушать его;

Необходимо придерживаться одного предмета спора.

Нельзя превращать дискуссию в конфликт. В споре нужно искать точки сближения мнений и суждений, стремиться к поиску общих решений. Это не означает отказа от своего мнения при уверенности в своей правоте, однако, подвергать сомнению правоту своей позиции полезно;

В любой самой острой дискуссии нельзя использовать бранные слова и безапелляционные заявления (это неверно, это ерунда, глупости говорите и т.д.), а ирония и сарказм, хотя и допускаются, но должны употребляться, не оскорбляя и не унижая оппонентов;

Главное оружие в дискуссии - факты и их добросовестная интерпретация;
- Признавайте свою неправоту; - проявляйте благородство: если оппоненты потерпели поражение в дискуссии, дайте им возможность спасти свою репутацию, не злорадствуйте по поводу их поражения.

3.Этика ведения деловых бесед и переговоров.

Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal - словесный, устный), а это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения.

Деловая беседа включает обмен мнениями и информацией и не предполагает заключения договоров или выработку обязательных для исполнения решений. Она может иметь самостоятельный характер, предварять переговоры или быть их составной частью.
Переговоры имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т.д.).

Ход переговоров укладывается в следующую схему: начало беседы - обмен информацией - аргументация и контраргументация - выработка и принятие решений - завершение переговоров.
Первым этапом переговорного процесса может быть ознакомительная встреча (беседа), в процессе которой уточняется предмет переговоров, решаются организационные вопросы, или встреча экспертов, предваряющая переговоры с участием руководителей и членов делегаций. Успех переговоров в целом во многом зависит от результатов таких предварительных контактов.

Главные требования культуры общения по телефону - краткость (лаконичность), четкость и ясность не только в мыслях, но и в их изложении. Разговор должен проводиться без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций.
Телефон налагает на того, кто им пользуется, и ряд иных требований. Ваш собеседник не может оценить, ни во что вы одеты, ни выражения вашего лица, ни интерьера помещения, где вы находитесь, ни других невербальных аспектов, которые помогают судить о характере общения. Однако есть невербальные стимулы, которыми можно манипулировать в общении по телефону, к ним относятся: момент, выбранный для паузы и ее продолжительность; молчание; интонация, выражающая энтузиазм и согласие или обратные реакции. Много значит, как быстро человек снимает трубку - это позволяет судить о том насколько он занят, до какой степени заинтересован, чтобы ему позвонили.

Переводчик-профессионал играет ключевую роль в установлении духа взаимопонимания и сотрудничества при беседах и переговорах с иностранными деловыми партнерами, ориентированными на свои нравственные установки и особенности делового этикета.
В связи с этим, общаясь через переводчика, нужно соблюдать следующие правила:
-Говорить медленно, четко формулируя мысли, не допускать возможности двусмысленного толкования сказанного;
-Произносить следует не более одного-двух предложений подряд.
-Нельзя сопровождать свою речь поговорками, идиоматическими оборотами и, тем более, цитированием стихов.
-Необходимо учитывать реакцию партнеров и немедленно принимать меры, если возникает ощущение, что они понимают вас неправильно.

Перед переговорами необходимо выделить достаточное время для работы с переводчиком, чтобы как можно подробнее ознакомить его с кругом затрагиваемых проблем, пояснить используемую терминологию.

В бизнесе дороже всего ценится время. Поэтому всегда нужно помнить о том, что деловое письмо должно быть кратким, точным и по существу.

Деловая корреспонденция редко охватывает несколько тем. Если всё же в письме нужно охватить несколько вопросов, то их желательно отделить один от другого визуально, то есть пронумеровать.

Наилучший вариант – когда деловое письмо содержит ответ на какой-либо один вопрос или однородную информацию. В этом случае письмо получается точным и сжатым.

1

Одним из критериев эффективности обучения в вузе, готовности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей может выступать уровень развития профессиональной культуры, сформированность профессиональной этики.

Этические нормы определяются специфическими особенностями профессиональной деятельности, которые направлены на человека в тех или иных условиях его жизни, деятельности, взаимоотношениях с обществом, коллективом, другими людьми. Моральные нормы во многом определяются ценностными ориентациями обучающихся.

Ценностные ориентации являются элементами структуры личности и характеризуют направленность ее деятельности. В результате направленной деятельности человека возникают новые черты личности и другие психические новообразования. Основные ценности жизни и культуры превращаются в собственные ценности человека. Последние в его внутреннем мире трансформируются в нравственные эталоны (этические нормы, этическую культуру) и направляют работу совести личности.

Ценностные ориентации студентов Казанского государственного архитектурно-строительного университета изучались нами путем анкетного опроса на двух ведущих факультетах. В опросе приняли участие 290 студентов 1-4 курсов. В анкетах содержались вопросы: о нравственном (порядочном) отношении только к окружающим, ко всем или по ситуации; о понятиях порядочности и морали; об отношении к людям как к самому себе; о соблюдении моральных норм для достижения личных целей; об отношении к непорядочным поступкам; о нормах профессиональной этики инженера-строителя (перечень норм) и др.

Значительное количество участников анкетного опроса (92,5%) считают, что профессиональную этику будущих специалистов строителей нужно формировать в период обучения в вузе. При этом перечень высказываний о нормах профессиональной этики достаточно велик: мудрость, добросовестность, деликатность, исполнительность, пунктуальность, организованность, обязательность, тактичность, точность, внимательность, вежливость, корректность, коммуникабельность и др. Однако в большинстве анкет отмечены, как обязательные, такие положительные качества инженера-строителя, как: порядочность, ответственность, профессионализм.

Методы формирования профессионально-этических принципов, названные студентами, можно разделить на следующие группы:

1. Ключевая роль отводится институту образования («обучение», «проведение семинарских занятий», «специальные курсы», «дискуссии»).

2. Решающее значение имеет институт семьи («домашнее воспитание», «воспитание с детства»).

3. Принципы этики могут сформировать профессиональные производственные и вузовские коллективы («обучение на практике», «наглядные примеры», «гуманные и демократические взаимоотношения между преподавателями, между преподавателями и студентами, между студентами и учебно-вспомогательным персоналом, между студентами, между студентами разных курсов, между студентами разных факультетов»).

4. Отмечается роль нравственного самовоспитания («самообразование», «самоуправляемое воспитание», «саморазвитие», «упорство», «настойчивость»).

5. Отрицание любых методов («не будет толку от методов», «ничего не поможет из-за ментальности»).

Профессиональная этика выступает частью профессиональной культуры.

Профессиональная культура выступает обобщенной характеристикой культуры учения и преподавания в вузе, исследовательской культуры, графической, технической, проектной, информационной, экологической, экономической, эргономической культур. Существенное влияние на формирование профессиональной культуры оказывают и такие его составляющие как культура речи, мышления. Для ее формирования существенными являются культура взаимоотношений в студенческом и преподавательском коллективе, культура сотворчества и культура диалогического взаимодействия между субъектами учебного процесса - студентом и преподавателем, вытекающие из принципа единства общения и деятельности. Процесс профессионального становления и формирования профессиональной культуры происходит в несколько этапов.

На первом этапе формируется устойчиво проявляющийся интерес к своей профессии. Это достигается в ходе ознакомительной, учебно-квалификационных практик, организованных в лабораториях, оснащенных современными приборами, оборудованием, конструкциями, обеспечивающими комфортные условия жизни, через игровые занятия.

На втором этапе развивается интеллектуально-творческая активность личности к определенному виду деятельности при изучении общепрофессиональных дисциплин, в процессе решения учебно-творческих, ситуационных задач, использовании ассоциации, кейсов, дидактических игр.

На третьем этапе формируется повышенная профессиональная активность, коммуникативная культура у обучающихся, идет процесс творческого овладения профессией. На этом этапе обучения широко используются деловые игры, отражающие предметную область и социальные условия будущей профессиональной работы. Эффективное освоение профессиональной культуры на данном этапе происходит также в процессе прохождения производственных практик. В программе практик предусмотрено изучение законов и норм поведения, принятых в организации.

На четвертом этапе, в ходе выполнения реального, исследовательского дипломных проектов, формируется рефлексивная компонента устойчивой профессиональной культуры инженера-строителя, которая характеризует его профессиональную ценностную направленность, способность к творческой самореализации, умение находить, внедрять новые технологии и оригинальные технологические процессы в своей отрасли, сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Сафин Р.С., Сучкова Т.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=104 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Профессиональная культура - это важнейший социокультурный фактор становления человека. Она пронизывает все формы нашего сознания и бытия. Ведь её основу составляют не только профессиональные, но ещё и общечеловеческие ценности. Поэтому она так важна.

Определение понятия

Профессиональной культурой принято называть универсальную систему, включающую в себя профильные ценности и знания. Они являются определёнными нормами, даже образцами, которые в той или иной области/сфере регулируют профессиональную деятельность.

Однако многие специалисты подходят к этому понятию с более философской стороны, заостряя внимание на термине культура. В узком смысле это сфера духовной жизни. А в самом широком - то, что характеризует всё существование человека.

Многие считают, что любая сфера нашей жизни может быть представлена с точки зрения её культурной ценности и значимости. Поскольку в данной теме всегда отражается мировоззрение человека, уровень его интеллектуального, эстетического и нравственного развития. И выбор профессии, а также дальнейшее совершенствование в ней исключением уж точно не являются.

Человеческий фактор

В процессе профессиональной подготовки каждый из нас является субъектом. Что мы должны делать? Проявлять системность, целостность и автономность по овладению новыми знаниями и профессиональной культурой, чтобы впоследствии стать её созидателем, а также инициатором и продолжателем познанных ценностей.

Почему этот процесс так важен? Потому что в его ходе человек познаёт свою уникальность, а также реализует духовно-творческий потенциал, благодаря чему он, в дальнейшем, добивается поставленных целей и достигает неплохих результатов. И всё это - в культурных пластах своей будущей профессиональной деятельности.

Опять-таки, тут тоже есть философский момент. Считается, что благодаря полученным знаниям каждый из нас может начать менять природу, окружающий его мир, а также самого себя. Поэтому база понимания профессии - это категория деятельности, выражающая исключительно человеческий подход к этому миру, сущность которого кроется в его преобразовании (только в лучшую сторону) и подчинении себе.

Этика

Понятие, непосредственным образом касающееся профессиональной культуры. Ведь этика - это дисциплина, посвящённая изучению морали и нравственности. Хотя часто этим словом обозначают системы нравственных и моральных норм, что тоже верно. И именно данный контекст сейчас уместен.

Есть такое понятие - профессиональный этикет. Что это? Обязательный атрибут любой профессиональной деятельности. Этикет - это нормы, которые регламентируют манеру общения в коллективе и с клиентами и правила поведения. На самом деле, они значительно упрощают выполнение профессиональных функций.

Составляющие этикета

О них тоже стоит упомянуть. Можно сказать, что этикет является совокупностью моральных норм, которые определяют отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Обычно он включает в себя:

  • Соблюдение культуры речи, владение и уместное употребление профильных терминов.
  • Соответствующий дресс-коду внешний вид.
  • Поддержание порядка на своём рабочем месте.
  • Соблюдение правил поведения, которые формируют позитивную репутацию учреждения (фирмы, компании, организации и т. д.).
  • Достойное владение техниками межличностного общения.

И это - лишь малая часть того, что составляет профессиональную культуру сотрудников. Во многих сферах ещё есть небезызвестный кодекс чести, который строго регламентирует этические нормы внешних проявлений какой-либо деятельности.

Пример: педагогическая деятельность

Почему именно эта сфера? Потому что это поистине самый яркий пример. Ведь каждый педагог - это, по сути, источник знаний, умений и навыков, а также тот, кто стимулирует развитие нравственных этических взглядов и творческих способностей учащихся, стимулируя у них желание получать образование.

Можно даже сказать, что учитель является первым эталоном социальной культуры в жизни любого ученика. Он - пример для подражания.

Системными компонентами профессиональной культуры педагога являются:

  • Уровень интеллектуального развития. Сюда относится развитие педагогического мышления - способность анализировать и синтезировать, уместно критиковать, быть наблюдательным и активным, уметь включать творческое воображение, тренировать память.
  • Уровень организации деятельности. Педагог, какими бы высококлассным специалистом он ни был, должен постоянно совершенствоваться.
  • Уровень этики, мировоззренческой и нравственной культуры.
  • Высокоразвитые социальные навыки. Умение не только слушать, но и слышать; способность грамотно задавать вопросы и устанавливать контакты; понимать учеников, готовность и желание с ними общаться.
  • Культура речи и внешнего вида.

Другие аспекты

Выше был перечислен лишь малый перечень компонентов. Культуру профессиональной деятельности педагога также составляет его эмоционально-волевая сфера, а также богатство и дисциплина чувств, что многие считают ключевым фактором.

Здесь имеется в виду умение педагога не поддаваться настроению, быть объективным и беспристрастным, сдерживать себя, а ещё знать, когда нужно прислушиваться к разуму, а когда к сердцу. Ведь человеку, которому свойственна эмоциональная культура, присуща эмпатия и чуткость. И надо уметь определять, когда их проявления уместны.

Кроме перечисленного, важнейшая составляющая профессиональной культуры специалиста-педагога - это его характер. Преподаватель регулярно решает воспитательные и дидактические задачи, в чём ему помогает энергичность, самостоятельность, общительность, чувство юмора и оптимизм. Если педагогу свойственна апатия, негативное восприятие мира и замкнутость, то он просто профнепригодный.

И из этого всего можно сделать логичный вывод. Педагогическая культура - не то, что рождается вне общего развития человека, являющегося субъектом данной деятельности. Это невозможно. Она вырастает из общей культуры, таким образом являясь её важнейшим продолжением.

Медицинская сфера

Нельзя не отметить вниманием и профессиональную культуру работника данной отрасли. Медицина, если отойти от научных терминов, является очень личной, даже интимной сферой, где без этики и всего вышеперечисленного просто невозможно.

Пациент должен доверять врачу. Соответственно, доктор должен всегда быть и оставаться таким, чтобы расположить к себе любого человека. Это очень сложно. Тут имеет значение всё - начиная мимикой и тоном речи, заканчивая жестикуляцией и взглядом.

Но что первостепенно? Естественно, общение. Умение врача вежливо, учтиво и располагающе вести беседу. Причём так, чтобы пациент его понял должным образом. А поспособствовать этому может лишь совершенное владение языком, а также умение просто, понятно и грамотно разъяснить человеку ситуацию.

И чтобы совершенствовать профессионализм, врач обязан помнить не только о постоянном обучении медицинскому искусству, но ещё и о воспитании в себе нравственных качеств.

СМИ

В данной сфере профессиональная культура является не просто хранилищем стереотипов, стандартов и памяти сообщества журналистов. Это ещё и проявление индивидуальности, творческого своеобразия, а также умение ломать привычное, возводя на его месте нечто новое, лучшее, более совершенное и современное.

Пожалуй, медийщики, журналисты и сотрудники СМИ - тот самый случай, когда личная культура мало чем отличается от профессиональной. Когда стиль жизни и взгляды определяют будущую профессию, а не наоборот.

Журналистов, а также их прав и обязанностей, касается немало законов и постановлений. Есть и так называемый кодекс профессиональной этики. На перечисление всех положений уйдут страницы. Если обобщать, то вывод такой: в данной сфере всё должно строиться на правде, честности, достойности, безвозмездности и законности.

За искажение или предоставление ложной информации, неприемлемое поведение в процессе добывания данных, некорректное отношение к людям, неуважение, разглашение тайн, нарушение авторских прав - за это и многое другое журналист отвечает своей репутацией и именем.

Таким образом, формирование профессиональной культуры медийщиков подразумевает процесс воспитания самых настоящих Людей Чести, думающих о каждом своём шаге, и держащих ответ за всё сказанное или содеянное. В этом и проявляется высокая мораль.

О формировании и развитии

Основы профессиональной культуры должен знать каждый человек, какую бы специальность он ни выбрал. Благо во многих вузах их уже начинают преподавать в рамках некоторых предметов (чаще всего - психология). Однако для полноценного введения данной дисциплины, что однозначно необходимо, потребуется перестройка системы высшего образования.

Но предмет нужен. Современное общество находится в кризисном состоянии. Во многом из-за поиска нового смысла человеческого бытия и путей личностного развития.

Проблема современности

Сейчас наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, криминализация отношений, случаи повальной утраты смысла жизни, рост агрессивности и уровня ожесточённости, плохое качество воспитания подрастающего поколения.

При таких условиях развитие профессиональной культуры просто необходимо, поскольку оно переводится в личностный план - формирует системное мышление и подход к будущей деятельности через призму своих ценностей.

Социальный аспект

Надо сказать, что профессиональная культура очень помогает в совместной трудовой деятельности. Ведь она проявляется в участливости, готовности помочь коллегам, в межличностном общении и поддержке.

Если у всех работников она находится на высоком уровне, то в коллективе, как правило, царит морально здоровая, комфортная атмосфера. Это, в свою очередь, позитивно влияет на производительность труда и поддерживает оптимистичный настрой сотрудников. Конфликты, как правило, отсутствуют, а если и возникают, то разрешаются самым оптимальным способом.

Именно поэтому, кстати, некоторые учёные утверждают, что профессиональная культура - это умение в совершенстве использовать имеющиеся стереотипы общения, и порождать новые.

В любом случае, какой бы вариант определения данному понятию ни был дан, невозможно отрицать его значимость. На проф.культуре строится любая деятельность, какой бы сферы она ни касалась. А в соединении с профильной компетентностью и высокой образованностью специалиста, она отражает свою многогранность как социальный феномен.