09.12.2023

Проект "Я познаю мир" проект (средняя группа) на тему. Библиотечные проекты Факторы успеха проекта



2 Основополагающий вопрос: Ребёнок на улице. Что делать? Проблемные вопросы: 1.Как вести себя в городском транспорте? 2.Зачем нужны дорожные знаки? 3.Что делать, если я потерялся? Учебные вопросы: 1. Кому надо уступать место в транспорте? 2. Нужна ли этика в транспорте? 3. Откуда взялись дорожные знаки? 4. О чём говорят дорожные знаки? 5. Кто я? 6. Кто поможет?


Аннотация проекта Познакомить детей с правилами: входить в заднюю дверь, выходить – через переднюю, детям нельзя ездить в транспорте одним без взрослых; разговаривать надо так, чтобы не мешать другим; нельзя стоять у двери; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; принято уступать место пожилым людям и инвалидам. Познакомить детей с различными дорожными знаками. Ребёнок должен знать ф. и. о. своё и родителей, адрес, телефон свой, обращаться за помощью только к милиционеру, военному. 3


Ожидаемые результаты: После завершения проекта воспитанники смогут: использовать правила безопасного поведения в городском транспорте; различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно обращаться не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному. Хорошо знать домашний адрес, телефон свой и родителей. 4


Темы самостоятельных исследований: 1. Изучение правил поведения в транспорте, устройства проезжей части. 2.Подготовиться к встрече с различными жизненными ситуациями. 3. Соблюдение правил безопасного поведения на улице. Результаты представления: Презентация воспитанника. К проекту разработаны: Дидактические материалы: Карточки «Дошкольник и дорога», настольно- печатные игры, библиотечка «Школа Незнайки». Анкеты для детей. Документы по оцениванию: Таблица З-И-У Журнал участника проекта 5


Этапы и сроки проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований воспитанников), Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 3 занятия. Выбор творческого названия проекта (совместно с воспитанниками) – 1 занятие. Обсуждение плана работы с воспитанниками в группе – 2 занятия. Обсуждение с воспитанниками возможных источников информации – 1 занятие. Самостоятельная работа воспитанников по обсуждению задания каждого в группе – 1 месяц. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 6 месяцев. Подготовка воспитанниками презентации по отчету о проделанной работе – 1 месяц. Защита полученных результатов и выводов – ролевая игра в виде конференции. 6


Информационные ресурсы: 7 1.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» 2.«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина 3. и дорога&img_url=rweek.ru%2Fup%2Fnews%2Fimg%2FeBuwFQ7s5Nu6e57nzAywnv3l и дорога&stype=simage&img_url=woman-happy.ru%2Fuploads%2Fposts%2F %2Fthumbs%2F epad.com%2F.a%2F6a00e54ed0df b750d9970c-800whttp://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=дети&img_url=andybraner.typ epad.com%2F.a%2F6a00e54ed0df b750d9970c-800w 6. house.ru%2Fuploads%2Fposts%2F %2Fthumbs%2F _ _5.jp

Проект «Я познаю мир»

(на примере работы школьного велоклуба « Velos », МБОУ «1-Хомустахской средней общеобразовательная школа», Намского улуса, Республики Саха Якутия)
В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» даются следующие основные определения и понятия:


  • туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

  • туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

  • турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
В историческом плане туризм развивался как объективное социальное явление, удовлетворяющее потребности человека в воспитании, познании, общении, отдыхе. Поэтому туризм целесообразно определять как особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессионально-деловых и т.п.

Анализ опыта работы по организации велотуризма подростков показал, что к средствам туризма относятся: велопробеги, экскурсии, походы и путешествия, слеты и соревнования, комплексные туры и сборы по видам велотуризма, туристские развлечения и активный отдых, туристские экспедиции, туристское краеведение и т.п.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования познавательной активности подростков в процессе велотуризма осуществлялась в практике туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», который начал функционировать в 2005 году.

Главная задача туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», заключается в создании условий для укрепления здоровья детей, реализации оздоровительных, спортивных, культурно-досуговых программ а также реализация потребностей и интересов учащихся через активную познавательную деятельность средствами велотуризма.


  • развитие знаний подростков по велотуризму;

  • формирование совокупности умений подростков по реализации велотуризма;

  • активизация социально ориентированной позиции подростков.
Первой и важнейшей задачей явилась разработка проекта в процессе велотуризма как деятельности интенсивно развивающего типа.

Социально-педагогический потенциал туристско-краеведческого лагеря «Альтаир» определяется:


  • возможностью расширения границ взаимодействия подростка с окружающим миром, макро- и микросредой;

  • наличием многообразия содержания деятельности туристических объединений, что способствует развитию знаний подростков по велотуризму;

  • предоставлением жизненного пространства, в котором происходит познание самого себя в социальных обстоятельствах.
В качестве первого шага мы основательно изучили уровень востребованности велотуризма, реализуемого в туристско-краеведческом лагере «Альтаир».

В начале опытно-экспериментальной работы с целью выявления уровня востребованности велотуризма как сферы дополнительных образовательных услуг нами было проведено анкетирование и изучение потребностей учащихся 1-Хомустахской средней общеобразовательной школы, в котором приняло участие 145 школьников 5-11 классов. Результаты анкетирования показали, что среди школьников востребованы многие виды дополнительных образовательных услуг.

Изучение социального запроса на образовательные услуги осуществлялось не только на основе изучения потребностей детей в их освоении, но и на основе анализа статистических показателей деятельности лагеря «Альтаир» с момента начала его деятельности, т.е. с 2005 года, а также выявления мнения родителей о влиянии велотуризма на развитие подростков. Опрос и наблюдения показывают, что рейтинг туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», возрастает с каждым годом.

В результате анализа отношения родителей о влиянии велотуризма на развитие подростков было выявлено, что 33% родителей определяют занятие велотуризмом как любимое дело, а 30% - как возможность укрепления здоровья, 37% родителей отметили значимость велотуризма в социальном воспитании подростков.

Представляет особый интерес мнение родителей о роли велотуризма в жизни подростка: делать жизнь интересней - 59,3%, готовить подростка к жизни во всех отношениях - 40%, дополнять образованием школу - 16%, отрывать подростка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 24,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%, велотуризм не нужен - 0,8 %, затруднились ответить - 2,5%.

В ходе констатирующего и преобразующего этапов эксперимента нами были проведены исследования мотивационной готовности 20 школьников – участников краеведческого велоклуба, которые показали, что интересы к избранной деятельности стали более устойчивыми (табл. 1).

Таблица 1
Динамика мотивационной направленности детей туристско-краеведческого лагеря «Альтаир»


Проектируя содержание социального воспитания в туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», мы опирались на обоснованную учеными взаимосвязь и взаимообусловленность целеполагания, проектирования, прогнозирования, моделирования.

Краеведческая деятельность, построенная на изучении материальных памятников истории и культуры имеет ряд специфических особенностей, которые позволяют ее считать комплексным средством всестороннего развития личности. Построенная на интересе к истории родного края, она несет в себе воспитательную функцию развития патриотизма, любви к своей малой и большой Родине. Формируя интерес к учебному предмету «История», она предполагает освоение культурного опыта, накопленного человечеством и формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.

Проект программы «Развитие познавательной активности подростков средствами велотуризма»

Концепция проекта . Проведя комплексное исследование туристских ресурсов региона и анализ туристского рынка республики Саха (Якутия), мы увидели, что в Намском улусе есть все необходимые условия для развития познавательного велотуризма. Велотуризм в регионе может иметь большую динамику и развиваться с геометрической прогрессией потому, что в улусе есть возможности организовать промежуточные стоянки, палаточные городки в с. Никольцы и в с. Хатын-Арыы, что дает возможность составлять однодневные и многодневные велотуры, также можно составлять маршруты, учитывая пожелания участников, например: отправить с небольшим отрывом несколько групп и внести игровой характер велотура; составить тематические велотуры; сделать велотуры учебные, например, для сборов лекарственных трав; оставить велотуры грибников, ягодников и т.д.

Иными словами, данный проект может широко использоваться на практике, так как предлагаемая программа и велотуры, входящие в нее, обладают новизной, экономически выгодны и могут применяться как в культурно-образовательных, оздоровительных, развлекательных, так и рекреационных целях. Проект программы может послужить основой для разработки новых познавательных велотуров для подростков внутри даннойреспублики. Велосипедный туризм для подростков может быть использован для проведения и организации путешествий с целью отдыха и развлечения, познания, которые охватывают посещение музеев, исторических мест, памятников культуры республики и.т.д.

Характеристика аудитории:

Разработанная программа и велотуры, входящие в нее, направлены на определенный сегмент рынка – подростков. Эта категория населения не обладает финансовым доходом, имеет определенные интересы и потребности в большей степени в общении и самовыражении, нежели в познании чего-либо нового. Подростки акцентируют внимание на активном отдыхе, не требующем больших умственных и материальных затрат.

Основная идея проекта – использовать историко-этнические, культурно-познавательные, природные и развлекательные ресурсы республики Саха (Якутия) с целью развития познавательной активности подростков, посредством велотуризма предоставить возможность подросткам ознакомиться с историей, культурой, этнографией и природой, увидеть красоты родного края. Велотуры имеют специально разработанные программы, в которые входят посещение различных экскурсионных объектов, знакомство с улусами, селами, их обычаями. Велотуры будут иметь форму хорошо организованных программ, но в то же время свободных. Данные туры включают в себя экскурсионное обслуживание, размещение, услуги гида.

Цель проекта: разработать программу велотуров, ориентированную на подростков, с целью развития их познавательной и социальной активности, максимально используя культурно-познавательный потенциал республики Саха (Якутия).

Задачи:


  1. Выявить специфику велотуров для подростков;

  2. Выявить интересы и потребности подростков, предъявляемые к путешествиям.

  3. Формирование интеллектуальных, коммуникативных и практико-ориентированных компетенций.

  4. Формирование отношения к познавательной деятельности как к ценности.

  5. Изучить туристские ресурсы Республики Саха (Якутия).
Номенклатура предоставляемых услуг:

Культурная программа – во время велотуров предоставляется насыщенная экскурсионная, культурно-познавательная программа с посещением как природных, так и культурно-исторических объектов, а также общение со сверстниками: проведение игр, дискотек, соревнований.

По передвижению – вид транспорта – велосипед

По проживанию – палаточные городки, мотели.

По питанию - полное питание в мотелях и чайных.

Этапы реализации проекта:

1.Поисково-исследовательский этап

Темы проекта:


  • «Ленский острог»;

  • «Деревянное зодчество старины»;

  • «Памятники этнографии».
2. Технологический этап:

  • Составление проекта для организации велотура;

  • разработка документации;

  • составление маршрутов велотуров, альтернативных путей решения;

  • подбор кадров;

  • реализация велотуров.
3. Заключительный этап:

  • экономический расчет;

  • подготовка материалов проекта, исследовательских работ;

  • защита проекта велотура;

  • реализация проекта.
Основные направления педагогической и воспитательной деятельности при организации познавательных велотуров:

1.Развитие познавательной активности подростков, получение дополнительных знаний по истории, краеведению, расширение кругозора учащихся.

2. Развитие социальной и общественной активности. Воспитательные задачи успешно решаются только в том случае, если деятельность ребят имеет общественно полезную направленность, а результаты работы – практическое применение (выступление перед школьным коллективом, родителями, спонсорами; изготовление сувениров для подшефного детского сада; организация походов; выступления агитбригады в других школах, организация работы с младшими школьниками и т. д.).

3 . Развитие инициативы и творчества.


  • Вся работа должна основываться на самоуправлении, добровольности и инициативе.

  • Для развития творческих способностей участников велотура организуем агитбригады, группы оформителей, поэтов, художников, фотографов, корреспондентов и т. д. В таких группах находят свое место и «трудные» подростки, потому что они могут продемонстрировать свои возможности, показать себя с положительной стороны, завоевать авторитет, самоутвердиться в школьной жизни на основе положительного опыта.
4. Формирование общественного мнения на основе общения.

  • Велика роль велотура как центра общения. Именно здесь ребята имеют возможность свободно и непринужденно обсуждать актуальные жизненные вопросы и всевозможные проблемы, волнующие лично их.
5. Организация культурного отдыха и развлечений.

  • Все функции велотура взаимосвязаны. Решение образовательных и воспитательных задач только выигрывает от организации хорошего отдыха и развлечений.
Механизмы реализации проекта:

Для достижения основных целей и решения задач необходимо:


  • Контакты с учреждениями и должностными лицами системы здравоохранения, образования и другими организациями;

  • Выделение путевок на оздоровление детей;

  • Вовлечение детей в краеведческую экспедицию;

  • Поиск специалистов для проведения встреч, лекций, спортивный соревнований;

  • Взаимодействие со СМИ;

  • Взаимодействие с образовательными учреждениями Мегино-Кангаласского. Чурапчинского и Таттинского улусов;

  • Приобретение и чтение литературы о Таттинском, Чурапчинском, Мегино-Кангаласском улусах;

  • Составление маршрутов пути;

  • Изготовление вымпелов, буклета о лагере
Маршруты:

Маршруты ежегодно меняются.


  • 1-Хомустах - Графский Берег – Хатас – Буойун - Соттинцы – Уодэй – 1-Хомустах - 140 км;

  • 1-Хомустах- Норогана-Мугудай-Чурапча- Черкеех- 1-Хомустах - 269 км

  • 1-Хомустах- Кильдямцы-Якутск-Октетёмцы-Покровск-Качикатцы –Самартай-Нижний Бестях-1-Хомустах - 283км

  • Хомустаах-Майя-Эмис-Амма-Ботун -Аба5а -Саhыл Сыhыы--Хомустаах» - 532 км и другие.
Кадровый ресурс велотуров:

  • Организатор велотура,

  • 2 воспитателя,

  • клубные работники,

  • повар,

  • водитель,

  • мед. работник.
В целях развития познавательной активности подростков, в рамках нашей программы разработаны проекты исследовательской работы школьников с последующим обсуждением их на школьных конференция.

Тематика проектов исследовательской работы для учащихся по итогам велотура на учебный год:


  • «Исторические этюды прошлого: «Ленский острог»;

  • «Эдуард Карлович Пекарский – создатель фундаментального «Словаря якутского языка»;

  • «Суорун Омоллоон - инициатор и руководитель работ по организации музея политической ссылки»;

  • «Татта – родина П.А.Ойунского»;

  • «Сквер выпускников»:

  • «Судьба писателя – судьба народная»;

  • «Отчет о поездке в Таттинсккий улус»;

  • «Лингвист Семен Андреевич Новгородов»

  • «Политический ссыльный Короленко»

  • «Первый секретарь комсомольской ячейки –Охлопков Тимофей Николаевич (Соттой)»

  • «Музей космонавтики в Якутии»

  • «Братья Софроновы»

Выводы по реализации программы «Развитие познавательной активности подростков средствами велотуризма»:

За время работы лагеря изучаются исторические и памятные места Намского, Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Хангаласского, Амгинского улусов;

Во время намеченного веломаршрута «Памятники этнографии» участниками посещаются и изучаются историко-культурные ресурсы региона: музей М.К. Амосова, туристический этнографо-архитектурный комплекс «Урдук Иирэ», исторические места и памятники, музеи Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Хангаласского, Усть-Алданского, Горного улусов, Чоркохский историко-этнографического музей и т.д.;

На основе велотуров составляется презентационный материал «Исторические этюды из прошлого Намского улуса», «Татта-земля Олонхо». Сюда включаются все материалы по итогам велотура. Снимаются видеосюжеты на протяжении всего маршрута.

Создаются условия для организации интересного, физически-активного досуга подростков в летний период.

Для организации жизни подростков в туристическом лагере разрабатывался не набор развлечений, а серьезная, настоящая работа, от которой зависели успешность похода и благополучие туристического быта.

Благодаря общению с природой и приобщению к активной туристической деятельности ребята проводили физические тренировки, обучались основам безопасной жизнедеятельности в природных условиях, постигали способы достижения максимальной эффективности деятельности при решении нестандартных ситуаций, реализовывали свои интересы, связанные с романтикой приключений.

В процессе организации велотуров создаются условия для создания интересного, физически-активного досуга подростков в летний период.

Основные маршруты клуба:


  • 2005 г. 1-Хомустах – Графский – Берег- 2-Хомустах-Соттинцы-1-Хомустах. 140 км

  • 2007 г. 1-Хомустах-Хатын-Арыы-Бетюнцы-Хатырык –«Урдук Иирэ»- 1-Хомустах 110 км.

  • 2008 г. 1-Хомустах- Норогана-Мугудай-Чурапча- Черкеех- 1-Хомустах - 269 км

  • 2009 г. 1-Хомустах- Кильдямцы-Якутск-Октетёмцы-Покровск-Качикатцы –Самартай-Нижний Бестях-1-Хомустах - 283км

  • 2010 г. Хомустаах-Майя-Эмис-Амма-Ботун -Аба5а -Саhыл Сыhыы--Хомустаах» - 532 км

  • 2011 г. Хомустаах-1 Кангалассы-Соттинцы- Тумул - Кэптэни –Дюпся – Хомустах-288 км

  • 2012 г. 1-Хомустах- Якутск –Магарас -Бердигестях - Дикимдя –Эбэ – 1-Хомустах-564 км (125 км на велосипеде)
За эти годы прошли всего 2189 км. пути, из них на велосипеде 1747 км.

Велосипедный туризм по сравнению с другими способами формирования познавательной активности подростков имеет ряд преимуществ.

Основные результаты исследования можно представить в виде положений:

1. Республика Саха (Якутия) обладает природно-рекреативными и историко-культурными ресурсами для активного развития велотуризма.

2. Подростковый велотуризм в условиях, характерных для данной территории, является оптимальной формой для деятельности в этом направлении.

3. Предлагается комплекс туристских программ, позволяющих обеспечить культурное и физическое развитие подростков, ориентированных на материальные возможности данного сегмента потребителей туристического продукта.

4. В ходе реализации данной программы происходил процесс развития познавательной активности участников (подростков) по нескольким направлениям:

А). Культурно-познавательному - с помощью экскурсий по историческим местам и музеям.

Б). Экологическому – с помощью общения с природой;

В). Оздоровительному – с помощью физических тренингов в процессе езды на велосипеде по разработанным маршрутам;

Г). Коммуникативно-познавательному - в процессе общения и взаимовыручки при прохождении группой подростков туристического маршрута.

Показателями влияния деятельности клуба велотуристов на социализацию школьников служат следующие критерии и их результаты:

Устойчивость в выборе ценностных ориентаций;

Коммуникативные знания, умения и навыки;

Потребность в проявлении организаторских способностей;

Положительные изменения во взаимоотношениях между детьми и родителями;

Рост активности участия детей в организации и проведении общественно полезных мероприятий;

Личностный рост каждого участника образовательного процесса.

Личностные достижения - это опыт, база, позволяющая ребенку переходить на более высокий уровень развития; это гарантия успешности дальнейшего движения.
Руководитель клуба « Velos » Кривошапкина Жанна Анатольевна,

Учитель высшей категории,

Рассмотрена на заседании «Согласовано»: «Утверждаю»:

МО нач. классов зам.директора по ВР директор МБОУ СОШ №2

Шептухина Л.В. Ряжева Г.Н. Назметдинова Г.М.

………….. . ………………….. ……………………….

Протокол №_________ .

От______________20___г. От______________20___г. От______________20___г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Я познаю мир»

Для детей 7-8 лет, обучающихся по ФГОС

Срок реализации программы – 1 год

Учитель реализующий программу: Инжеватова Н.Н.

2015 г-2016 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3, Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Экологичесая программа формирует у ребенка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (комнатными растениями, птицами, животными и т.д.), и при идеальном (воображаемом) взаимодействии с природными объектами.

Осознание ребенком, что биосфера – это не только человек, но и все многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Направленность дополнительной образовательной программы – общеинтеллектуальное. Данная программа является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Школа России» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Педагогическая целесообразность программы клуба «Я познаю мир» включает проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Данная программа интегрирует и дополняет содержание предметных программ окружающего мира, литературного чтения, математики, музыки, изобразительного искусства.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Развитие сообразного поведения младших школьников.

Задачи:

1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, общества и человека.

2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни

5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Ожидаемые результаты.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор .

Метопредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности совместно с учителем.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию).

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД : Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

    делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формы подведения итогов реализации

    отзыв участников о проекте

    создание проектов

    выставки рисунков, поделок

    мероприятия

Общая характеристика программы.

«Я познаю мир» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний эколгического и гуманитарно-эстетических циклов.

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, исследование, систематизация знаний.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.

Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Ценностные ориентиры.

Содержание программы курса «Я познаю мир» направлено на:

    развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

    формирование представлений о природе как универсальной ценности;

    изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

    развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

Место в учебной деятельности.

Содержание программы «Я познаю мир» связано со многими учебными предметами, в частности: математика, литературное чтение, окружающий мир.

Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 8 – 9 лет.

Срок реализации программы : 1 год (2015 – 2016 учебный год).

Формы режим занятий клуба «Я познаю мир» 2 часа в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий младших школьников, олимпиад, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Критерии для оценки сформированности коммуникативной компетентности

Уровень I (начальная школа)

1 балл

2 балла

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы, если к этому стимулировал учитель.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.

Критерии для оценки сформированности информационной компетентности

Уровень I (начальная школа)

1 балл

2 балла

Поиск информации

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого необходима эта информация.

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта.

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника.

Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.

Обработка информации

Ученик изложил полученную информацию.

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.

Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащийся в изученном источнике информации.

Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.

Критерии для оценки сформированности компетентности решения проблем

Уровень I (начальная школа)

1 балл

2 балла

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.

После завершения проекта ученик описал полученный продукт.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.

Оценка результата

Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту.

Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Перечень разделов

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1.

Первые шаги по экологическим тропинкам.

8

4

4

2.

Чудеса природы.

38

19

19

3.

Я и мир вокруг.

16

8

8

4.

В здоровом теле – здоровый дух.

5

2

3

5

Подведение итогов.

1

1

Всего:

68

34

34

Раздел 1. Первые шаги по экологическим тропинкам. 8 ч.

Теория 4 ч. – знакомство с проектной деятельностью, формирование понятия «проектная деятельность», формирование навыков сотрудничества. Знакомство с правилами работы в команде: Что такое команда? Как работать в команде?

Дети знакомятся с наукой экологией, составляют представление об основных понятиях начального природоведения. Рассматривают экологические проблемы, катастрофы и ищут ответ на вопрос; «Как я могу помочь природе?»

Объект исследования: экология.

Практика 4 ч.

Создание проектов:

Проект по теме: «Мы – жители планета Земля

Альбом сочинений «Как я могу помочь природе" (технология проектирования, первые навыки публичных выступлений)

Раздел 2. Чудеса природы 38 ч.

Теория 19 ч. – Объект исследования: объекты и явления природы. Добывание знаний о размножении растений, явлениях природы, жизни редких растений; планирование и выполнение простейших наблюдения за природными объектами;

составление описания природных объектов на основе предложенного алгоритма; нахождение в ближайшем природном окружении примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Практика 19 ч.

Экологические альбомы «Мир растений», «Мир животных»

Проект «Солнце на ладошке» (аппликация подсолнуха) о роли подсолнечника в жизни людей, животных поля.

Акция «Помоги птицам зимой» (заготовка семян для корма птицам)

Мини-энциклопедии: «Белоствольная красавица», «Как растения и птицы предсказывают погоду?», «Лекарственные растения».

Презентация «Хлеб – всему голова!»

Раздел 3. Я и мир вокруг. 16 ч.

Теория 8 ч. – наблюдение за сезонными изменениями природы. Знакомство с художниками, изображавшим природу, исследование проблемы вырубки леса, расширение кругозора (сбор необходимой информации, умение работать с научным материалом.

Практика 8ч. - изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений; выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; сообщения; создание проекта «Цветущий подоконник», выпуск агитационных листовок «Городу читым быть», подкормка птиц и т.д.

Раздел 4. В здоровом теле – здоровый дух. 5 ч

Теория 2 ч. – знакомство с системой валеологических знаний, умений и навыков; навыков личной гигиены; знаний в области здорового образа жизни; профилактика и преодоление вредных привычек. Правила здорового питания.

Практика 3 ч. - проект «Дорога к доброму здоровью» (вредные и полезные привычки), проект «Витамины наши друзья и помощники» (овощи и фрукты – витаминные продукты, используемые в пищу), презентация проектов.

Основные понятия изучаемого курса:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путём самообразования). Проект – буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010 г. определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, рассказ, считалка, загадка, викторина, КВНы, газета, книга, фотоальбом, оформление стендов, электронная презентация, праздник и т.д .

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Формы подведения итогов реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, рисунки, поделки и пр.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я познаю мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия :

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты ;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых ;

4) географические и исторические карты ;

5) предметы , представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций ( компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира ( фото- и видеокамера ). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, ) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами . В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников , позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.

Описание материально-технического обеспечения программы.

Материально-техническое обеспечение.

1.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] (09.03.11)

2. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] (09.03.11)

3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] (09.03.11)

4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] (09.03.11)

5. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В Степанов. – М:Просвещение,2010.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.:Просвящение,2010.

3. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.) – М.: Просвещение, 2010.

8. Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин и др.; Сост. Р.Г.Чуракова. – М,: Академкнига/ Учебник, 2010.

9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ (А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.); под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

11. Учим математику с увлечением./ Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М,: 5 за знания, 2008.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.

Список литературы для детей.

1. Ликум А. Все обо всем. Детская энциклопедия. М., 1997.

2. Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик. – М.,1996.

3. Детские энциклопедии.

4. Толковый словарь Даля.

5. Плешаков А.А. Атлас природы.

План

по учебно-воспитательной работе

кружка «Я познаю мир» на 2015-2016 учебный год.

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Средство обучения

УУД

Первые шаги по экологическим тропинкам (8 часов)

Что такое экология?

Экскурсия в природу.

Личностные:

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.

Как мы познаем мир?

Сбор данных об экологических проблемах.

Сбор информации. Проект «Мы любим природу».

Подбор необходимого материала по заданной теме.

Чудеса природы (38 часов).

Что такое? Кто такой?

Викторина.

Регулятивные:

Целеполагание –

Умение ставить задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование результата; составление плана и последовательности действий;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного

Экскурсия. Наблюдение за сезонным изменением в природе.Изго-товление поделок из природного материала.

Конкурс рисунков «Мы рисуем природу».

Чудеса и тайны природы.

Работа со справочной литературой. Сбор информации об удивительных явлениях природы. Необычные растения и животные планеты.

Спаси природу.

Составление плакатов о сохранении природы.

Исследовательская работа.

Что дает расте-ние человеку?

Исследовательская работа.

конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

Знакомство с растениями, нуждающимися в охране. Составление памяток по охране природы.

Сбор информации, составление презентаций.

Экопрактикум «Угадай гриб».

Сбор информации. Составление проекта «Грибная поляна».

Сбор информации. Составление буклетов.

Сбор информации.

Животные леса

Проект «Животные леса».

Они хотят жить!

Сбор информации о насекомых. Вредные и полезные насекомые. Составление проекта.

Жизнь в воде.

Сбор информации. Состаление проекта.

Человек и Природа.

SQS мастерская. Изготовление плакатов по охране природы.

Я и мир вокруг (16 часов).

Экскурсия. Сезонные изменения в природе. Рисование по впечатлениям (аппликация).

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний;

Моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Сбор информации (рассказы, стихи). Подкормка птиц.

Живи, елочка!

Рассмотреть проблему вырубки елок в новогодние праздники. Акция «Живи, елочка!» Изготовление елочек из разных материалов.

Природа глазами художников.

Знакомство с художниками и художественными произведениями.Иг-ра «Мы художники»

Сбор информации(стихи, загадки, послоицы о весне), оформление проекта.

На лесных проталинках.

Первоцветы

Сбор информации о первоцветах. Акция «Сохраним цветы!»

Сбор информации. Проект «Цветущий подоконник».

Анти – мусор.

SQS мастерская.

2

1

1

Экологическая акция. Изготовление агитационных листовок «Городу быть чистым!»

В здоровом теле – здоровый дух! (5 часов).

30

2

1

1

Исследовать влияние витаминов на развитие организма.

Сбор нужной информации.

31

В гостях у доктора Айболита.

2

1

1

Правила и нормы здорового образа жизни. Составление памятки.

32

1

1

Просмотр видеофильма.

33

Итоговое занятие.

1

1

-

Подведение итогов за год.

Календарно- тематическое планирование.

п/п

Тема

Количество часов

Дата

1

Что такое экология?

1

07.09

2

Как мы познаем мир?

1

07.09

3

Мы- жители планеты Земля. Что такое экологическая проблема?

2

14.09

4

Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах.

2

21.09

5

Учимся работать с энциклопедией

2

28.09

6

Что такое? Кто такой?

2

05.10

7

Фенологичекие наблюдения «Осень в природе

2

12.10

8

Занятие – дискуссия «Можем ли мы прожить без природы»

2

19.10

9

Чудеса и тайны природы.

2

26.10

10

Спаси природу.

2

09.10

11

Когда на Земле появились растения?

2

16.11

12

Что дает растение человеку?

2

23.11

13

Какие сокровища прячет лес? Редкие и исчезающие растения.

2

30.11

14

Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды?

2

07.12

15

Экопрактикум «Угадай гриб».

2

14.12

16

Экопрактикум Ядовитые растения леса»

2

21.12

17

Как растения и животные предсказывают погоду?

2

28.12

18

Животные леса

4

11.01, 18.01

19

Они хотят жить!

4

25.01, 01.02

20

Жизнь в воде.

4

08.02, 15.02

21

Человек и Природа.

2

22.02

22

Фенологические наблюдении «Зима – покой»

2

29.02

23

«Моя синичка в надежных руках»

2

07.03

24

Живи, елочка!

2

14.03

25

Природа глазами художников.

2

28.03

26

Фенологические наблюдения «Весна – пробуждение природы»

2

04.04

27

На лесных проталинках.

Первоцветы

2

11.04

28

Что дает комнатное растение человеку?

2

18.04

29

Анти – мусор.

SQS мастерская.

2

25.04

30

31

Беседа – практикум «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты!»

В гостях у доктора Айболита.

2

2

02.05

16.05

32

Какие опасности нас подстерегают.

1

23.05

33

Итоговое занятие.

1

23.05


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Детское экспериментирование – я познаю мир»Проект Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены. Плиний Старший Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, экспериментыСредства: поисковые действияВид проекта:Групповой «Я познаю мир ». Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуацийПлан реализации: 3 года. Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Цель проекта: Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "мине - лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений Методы обеспечения:Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.Проведение опытов (практических).Беседы (конструктивные). Этапы осуществления проекта1) Подготовительный этап: Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Диагностика. Отображение цели и задач проекта.2) Реализация проекта:Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.Практическая часть: а) Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)б) Связь с другими видами деятельности:ИгроваяПродуктивнаяПознавательно-исследовательская (опыты)Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)Учебная речевое развитие, (рисование, лепка)Релаксация.в) Организация кружка « Я познаю мир ».3) Заключительный этап: Диагностика (результативно-сравнительный анализ). Механизм выполнения проекта.Экскурсии в парк.Экологические праздники: «День Воды», «Воздушные шары».Конструктивные беседы.Новизна разработкиТолчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.(Наблюдение, Трудовые действия, Развитие речи, Изобразительная деятельность, Элементарные математические представления) В своем проекте я применяю новые методические подходы к организации поисковой – исследовательской деятельности, использую творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Расширяет представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомит с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.); Содержание: Информация об объектах и явлениях, предметахМотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Последовательность детского экспериментирования.Задание: Выстроить последовательность детского экспериментирования. Проблемная ситуация.Целеполагание.Выдвижение гипотез.Проверка предположения.Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю?Почему я это делаю именно так, а не иначе?Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Опыты с водой вывод: Вода не имеет формы.Вода не имеет запаха. Что тонет в воде. Можно ли покрасить воду. Примерная структура занятия - экспериментированияПостановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Ожидаемые результатыРезультат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. ЗаключениеГотовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

СП ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка – Детский сад «Светлячок»
ПРОЕКТ «Я познаю мир»
Воспитатель: Н. Н.Евженко 2012 год
Пояснительная записка
Дети раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность — это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться - страстно желающим что-то узнать. Она вложена в нас Богом, так что почти с момента рождения у нас имеется тяготение исследовать окружающий мир. Наше существование - это не прекращающийся процесс учения. Если мы хотим воспитать зрелых, уравновешенных людей, мы должны удовлетворять их любознательность, желание узнавать что-либо.
Так мир обычного здорового ребенка превращается в своего рода исследовательскую лабораторию. Дайте ему в руки какой-нибудь предмет, и он станет изучать его с помощью всех своих органов чувств - даже пробуя на вкус! Однако экспериментирование на этом не кончается. Любой родитель знает, что малыш в стремлении понять и исследовать все вокруг пытается согнуть, стукнуть, потрясти или разобрать то, что попадается ему в руки, - и часто это приводит его в восторг.
Общение с детьми должно приносить родителям радость. Но на что родители тратят свободное время, когда оно у них появляется? В наши сложные экономические дни, когда все есть и хочется всего, родители, порой теряют самое важное – время. Время, которое мы должны уделять развитию своих детей. Ведь именно родители являются главными воспитателями своим чадам. Все мы знаем поговорку: «Яблоня от яблони не далеко падает», поэтому я решила попробовать развить любознательность наших детей через родителей.
1. Актуальность проекта

Скачать проект

Развитие органов чувств у детей от двух до трех лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В раннем возрасте для нормального умственного развития ребенка подойдут самые обычные строительные кубики, пустые коробки, бумага, краски и даже песок и вода.
У детей богатое воображение, они очень любознательны и любят играть. Так почему бы не помочь им развивать все эти способности, используя собственные резервы, объединенные в проекте.
1. Проблема проекта
Актуальной проблемой данного проекта будет развитие любознательности детей через родителей, создание сенсомоторной зоны в 1 младшей группе с помощью привлечения родителей и других членов семей, развитие творческого интереса родителей в создании игрушек.
1. Цель проекта
Формирование познавательно — речевой активности детей раннего возраста, через активизацию родителей по теме: «Сенсорное воспитание».
1. Задачи проекта
создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
формирование умений выделить цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
воспитание бережного отношения к игрушке;
обогащение представления родителей о значении игрушки и её роли в жизни ребёнка;
пополнение предметно – развивающей среды группы.
5. Участники проекта
педагоги: воспитатели группы;
дети 1 младшей группы;
родители и другие члены семьи.
6. Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта ожидается:
формирование познавательно — речевой активности детей раннего возраста;
формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
7. Краткое описание проекта
Социально — педагогический проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» реализуется на базе государственного бюджетного образовательного учреждения СОШ №1 структурного подразделения Детский сад «Светлячок» села Большая Черниговка Самарской области в 1 младшей группе «Непоседы».
Проект включает в себя традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию познавательно — речевой активности детей раннего возраста и формированию родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
8. Этапы реализации проекта
1. Организационный этап (01.09.2012 – 31.09.2012)
2. Реализационный этап (01.10.2012 – 15.05.2013)
3. Итоговый этап (май — июнь 2013)
9. План мероприятий по реализации проекта
План — график реализации социально-педагогического проекта «Я познаю мир»
(«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»).
Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Цель: развивать координацию мелких движений кисти рук, учить различать размеры колец и располагать их в определённой последовательности, в постепенно убывающем порядке, понимать слова «надень», «сними», «кольцо», и название цвета, а детей в возрасте 2-х лет и называть их.
Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку пирамидку из 3-х колец одного цвета, резко контрастных по размеру. На глазах у детей собирает башенку, приговаривая: «Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень), а теперь возьму кольцо поменьше, а теперь самое маленькое». Предлагает детям собирать башенку, помогая, если ребёнок затрудняется.
Дидактическая игра «Соберем яблоки для ежика»
Цель: формировать умение различать и выделять в предметах два цвета спектра (желтый и красный) и геометрическую форму (круг); формирование умение помогать товарищам (ежику).
Ход игры: Воспитатель просит детей помочь ежику, который нес много яблок на своих иголках для ежат, но, к сожалению, они рассыпались на дорожке.

Дидактическая игра
«Чудесная коробочка»
Цель: знакомство детей с основными геометрическими фигурами, с соотношением и различаем их форм, цветов и размеров.
Дидактическая игра
«Кубик на кубик»

Цель: формирование умения собирать устойчивую и ровную башенку из кубиков путем постановки их друг на друга; дать понять детям, что постройку можно использовать для игры; закрепить понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик».

Дидактическая игра
«Найди тарелочку для чашечки»
Цель: знакомить с основными цветами спектра; совершенствовать мелкую моторику, развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, память.
Дидактическая игра «Собери грибочки на полянке»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, цвету; осуществляя выбор из трех цветов одинаковой формы; развитие мелкой моторики.

Дидактическая игра
«Собери картинку»
Цель: упражнять детей в умении складывания целостной картинки, состоящей из 4 – 6 частей.
Дидактические игры — шнуровки: «Пуговица», «Яблоко»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: закрепление навыков детей узнавать предметы по характерным признакам.
Ход игры: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.
Дидактическая игра «Найди друга»
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен.
Ход игры: педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: того, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.
Дидактическая игра «Водопой»
Цель: закрепить умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее; формировать умение называть домашних животных и их детенышей.
Материал: игрушечные домашние животные: корона, собака, кошка, лошадь, свинья, их детеныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные); игрушечный кувшинчик.
Ход игры: предложить ребенку налить в поилки воду и напоить живот-ных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корону с теленком к поилке» и т. д.