20.11.2023

Какая сказка баба яга летит в ступе. Русские народные сказки с бабой-ягой


Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", "ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.


Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги - грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.

В одном селе по весне корова тремя телятками разродилась. И три местные маманьки в тот же день народили сыночков. Назвали их Ванечками, не сговариваясь.

Вот идет время, растут у коровушки телятки. И Ванечки растут, не отстают.
Как-то раз послали их маманьки на лужок теляток пасти. Пришли они на лужок, тростинки в зубы – щелк, и лежат под солнышком, пятками кверху. Пригрелись и задремали.

А в это время вышел из лесу волк, увидел – телятки ничейные пасутся и забрал их с собой. Впрок, на зиму голодную.

Проснулись Ванечки, глядь, а теляток-то и нету. Заплакали. Знают, что дома им от маманек попадет так, что ни сесть, ни встать. Тут как раз мимо заинька бежал. Увидал он, что Ванечки плачут, остановился и говорит:

— Эх вы! Такие большие, а слезы льете! Не стыдно?
— Стыдно, — хором ответили Ванечки и сопли кулачками стерли.
— Ваших телят волк унес. Это он себе впрок хозяйство к зиме собирает. Стало быть, не съест скоро. Если хотите назад телят заполучить, нужно к Бабе Яге идти. Она одна на волка управу знает.
— Где же найти ее? – спрашивают Ванечки.
— Да нигде, — смеется заинька. – Она детушками малыми сама лакомиться любит. Как заплутаете в лесу – так ее и встретите.

Пошли Ванечки в лес дремучий. Кругом скрепит и шелестит, а еще ухает да кукукает. Страшно им, но к маманькам без телят еще страшнее возвращаться. Вот час идут, другой идут, а на третий заблудились так, что уж не найти дороги домой.

Тут откуда ни возьмись, Баба Яга в ступе летит, помелом погоняет. На плече у нее кот черный сидит, щетинится, а глаза страшные, точно угли раскаленные. Увидала она Ванечек, разом всех троих схватила и в избушку к себе полетела.

В избушке у Бабы Яги сыро, плесенью пахнет и не прибрано. Баба Яга Ванечек на лавку поставила и говорит:
— Будете теперь у меня в услужении. А как что не так – сразу съем. Как звать-то вас?
Назвались они все трое Ванечками. Баба Яга только затылок почесала. Ничего не поняла.

На другой день, надавала она Ванечкам заданий: одному – полы в доме мыть, другому – огород капать, третьему крупу перебирать. А сама улетела прочь из избы. Но у Ванечек – дело молодое – беспамятное. Забыли, что кому из них делать полагалось.

К вечеру возвращается Баба Яга и видит: сидит один Ванечка на огороде и земельку перебирает. Камушки в ней выискивает приметные и в кармашек складывает. Домой зашла Яга и чуть ноги себе костяные не зашибла – весь пол в избе перекопан, доски переломанные торчат, а в дальнем краю избы другой Ванечка с лопатой стоит – знай себе копает. Посмотрела Баба Яга – сидит за столом третий Ванечка и крупинки по одному зернышку в воде намывает.
— Безобразие! – кричит Баба Яга. – Да я вас сейчас всех троих живо в печи изжарю и за ужином съем.

Описание персонажа Баба Яга

Стала тогда Баба Яга на голове у себя волосы рвать. Кричит:
— Убирайтесь все трое из моей избы, чтоб и духу вашего здесь не было!
А тот Ванечка, который избу копал за всех отвечает:
— Нее, нам домой никак нельзя. Нас маманьки заругают. Без телят не воротимся.
— Где ваши телята? – кричит Баба Яга.
— Их волк унес.

Баба Яга тогда в ступу запрыгнула, к серому волку полетела и телят у него отобрала. А потом взяла Ванечек и сама их вместе с телятами до дому доставила.

Чтоб, чего доброго они с ней жить не надумали…

Мои внучата, костяные ножки, весело катаются с ледяных горок. – Запрыгнула в дубовую ступу . - А-а-ах, как прелестно пахнет лесным духом! Ваша Яга закрутила метлой, закружилась в ступе по воздуху и прошептала: - Пам-пара-рам, ухты-мухты. - Взлетела выше... перед избой. Курьи ножки выпрыгнули из сугроба и заплясали от радости. - Кудах-тах-тах! Куд-куда пропадала, баба Яга ? – спрашивает избушка. Я улыбнулась, подмигнула ей и без слов указала крючкастым пальцем на дверь. Сосновая дверь скрипнула, ...

https://www..html

Во второй главушке расскажу вам о том, что произошло дальше. Я села в дубовую ступу , прошептала заклинание и за один миг долетела до Африки. Ваша бабуленька Ягуленька приземлилась на пустоши: - Это же пустыня Сахара! [ ... , раскрыла пасть с острыми клыками и заиграла "погремушкой" на конце хвоста. - Эка невидаль?! – я усмехнулась. – Змея, глупая зверушка, бабу Ягу вздумала пугать!? - Цыкнула разок на змею, топнула костяной ногой и повела метлой по воздуху. Огляделась. - А где змея? Она улетела или...

https://www..html

Когда была я бабою Ягой,
Летала в ступе я отменно,
Она была мне сумкой полевой,
Ведром была одновременно

Метла была мне чтобы оттолкнуться,
От Матушки родной земли,
Со всякой нечистью бороться,
Что попадалась на пути...

Кружила...

https://www.сайт/poetry/1121920

Вас силы светлые, помощники наши, спасители. . … Несколько взмахов могучих крыльев, и наши герои приземлились у избушки Бабы Яги . Из открытых окон и дверей неслась залихватская, хоть и совершенно не в такт, песня. Очень громкая. Рыцарь с... то уже не только свои ремки, и державу пропили почти. -А они сами-то, согласны спасаться? -А кто ж их спросит? Жены помогут. Баба Яга гнусно захихикала. -Слушай, но это как-то нечестно, надо всё же у самих спросить, а хотят ли спасения. А то карму себе испортишь...

https://www..html

Глазки замутились, закатились. Мышиные лапки задрожали, а тело обмякло, следом оцепенело. Ваша Яга горестно запричитала: - А-а-ах, Гунди не шевелится, знать померла. О-о-ой, что я сделала?! О-о-ой, что глупая Яга натворила?! Я мышку Гунди, заморскую зверушку, взглядом убила. – Посидела, погоревала, ... . О-о-очень удивила меня своей прытью: - Вот дела-а-а?! Малюсенькая мышь провела бабу Ягу . Ай да молодец! Самое главное, хорошо, что притворщица жива. Бабке старой от этого, хоть малое, но счастье.

Где живёт Баба Яга?

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Ученик Ломоносовской школы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Конечно же поставить гипотезу, определить объект и предмет исследования первокласснику не под силу, поэтому в этой работе ему помогала учительница. Выполненная исследовательская работа была успешно представлена на районной учебно-исследовательской конференции школьников «Юность Поморья».

Тема. «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

I. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашел такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Баба Яга – мифологическое существо

Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой (1, с. 56).

3. Основные черты образа Бабы Яги

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж (1, с. 62).

4. Баба Яга в русских народных сказках

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 23 ученика начальной школы. Варианты их ответов я записал в таблицу 1 .

Таблица 1

Результаты опроса учащихся

1. Кто такая Баба Яга?

Вымышленный персонаж

Ведьма, колдунья

Пожилая женщина

Злая сварливая старуха

Старушка с метлой

2. Какой вы себе ее представляете?

Злой, сердитой, плохой

Веселой, шутливой

Агрессивной, нервной

3. Где она живет?

В лесу в избушке на курьих ножках

На болоте в избушке

4. Чем занимается?

Ходит в гости к Лешему

Летает в ступе

Варит зелья, колдует

Ест детей

Прядет пряжу

5. Как выглядит костяная нога?

Сделана из кости

Выглядит как у скелета

Деревянная нога

Волшебная нога

Далее я самостоятельно анализировал образ Бабы Яги. Для этого я прочитал 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – я записал в таблице 2.

5. Общие выводы

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Статья опубликована при поддержке компании "Msk Centrum" – одного из крупнейших поставщиков межкомнатных и входных дверей. Хотите изменить Ваше жилое пространство, при этом, не вкладывая огромные средства в перепланировку, реконструкцию или даже в серьезный ремонт? Скажете, что это не возможно, и ошибетесь! Межкомнатные перегородки в Москве от компании "Msk Centrum" способны объединять или уменьшать пространство, зонировать помещения, делать их еще комфортнее, практичнее и многофункциональнее. Межкомнатные раздвижные перегородки при минимуме затрат на их изготовление и монтаж, сделают фундаментальную планировку даже небольшой квартиры более гибкой и мобильной, позволят при необходимости разделить помещение на жилую, рабочую или иную функциональную зону. Специалисты "Msk Centrum" помогут выбрать такую модель перегородки, которая не нарушит сложившийся интерьер помещения, или же станет интересным дизайнерским решением или элементом декора. Подробнее ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции, узнать цены и посмотреть готовые работы можно на сайте mskcentrum.ru.

II. Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса .
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение. )

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

III. Заключение

В ходе своего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделал вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Словарь терминов

    Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.

    Яга – язвить, причинять боль, мучить.

    «Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

    Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

    Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

    Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.

    Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

    Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

    Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Приложение 1

Баба Яга


Приложение 2

Слайд 1

Добрый день, уважаемые гости и участники конференции! Я ученик 1 класса Ломоносовской средней школы имени М.В. Ломоносова Проурзин Егор.
Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования. Название темы: «Образ Бабы-яги в русских народных сказках».
Кто такая Баба-яга? Как она попала в сказку? Существовала ли когда-нибудь Баба-яга? Я решил найти ответы на свои вопросы.

Слайд 2

Это определило цель моей работы: проанализировать образ Бабы-яги и сделать вывод о ее сущности.

Слайд 3

Для достижения цели я поставил следующие задачи: Є узнать из дополнительной литературы о Бабе-яге; Є провести опрос среди учащихся по теме работы; Є прочитать русские народные сказки с участием Бабы-яги; Є проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Слайд 4

Гипотеза: предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования:

    думал самостоятельно;

    читал книги;

    спрашивал у взрослых;

    проводил опрос;

    анализировал

Слайд 5

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о Бабе-яге. Им было предложено ответить на следующие вопросы (указать рукой на слайд).
Все варианты ответов я указал после вопросов.
Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию. Я определил для себя основные моменты, на которые должен обратить особое внимание. Это: место обитания Бабы-яги, ее внешний вид, волшебные вещи в сказках и животные, служащие Бабе-яге.
В ходе исследования, я узнал, что Баба-яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы-яги является славянская богиня смерти. Я понял, что сказку всегда предваряет миф.

Слайд 6

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы-яги я сделал вывод о ее сущности. (Таблица 2 )

Таблица 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга – костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»

Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)

Волшебный платочек, огненный щит

Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист – ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Слайд 7

Таким образом, мое исследование показало, что Баба-яга – вымышленный сказочный персонаж. Сущность образа Бабы-яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл (нежели просто злая сварливая старуха). Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Литература

    Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

    Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

    Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.

    Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.

В оформлении статьи использованы иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам.

Цитата сообщения Бабушка Яга. Там русский дух...

...Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…
Там ступа с Бабою Ягой идёт-бредёт сама собой.
Там царь Кощей над златом чахнет...

Там русский дух... там Русью пахнет!


Какой взрослый человек может себе представить детство без Бабы Яги. Любому из нас рассказывали страшные истории про злобную бабулю, которая поджаривала непослушных детей.Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая - некая древняя старуха, одетая в лохмотья, которая живёт многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке - «на курьих лапках, веретённых пятках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но...

Вид у неё не просто страшный, а подчёркнуто отталкивающий: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достаёт. Эксцентричному облику злобной старухи соответствует и необычный способ передвижения: Баба-яга летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-яге все звери, но самые верные её слуги — чёрные коты, вороны и змеи. Живёт она в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за огненной рекой и сама во все стороны поворачивается. Нужно только попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» — и избушка послушно исполнит просьбу. Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо замка — рот с острыми зубами. В древности Бабу-ягу считали привратницей между миром живых и мёртвых, а избушку её — вратами в потустороннее царство.


Наверное, многие удивятся, узнав, что старая безобразная старуха - самый мистический персонаж старинного русского фольклора, занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. Наши далёкие предки чтили Лесную Жрицу, Повелительницу Сти-хий и зверей, которая известна нам из сказок как . Баба Яга или Ягибиха или Ягишна - один из древнейших персонажей славянской мифологии. Изначально это было божество смерти. Описание бабы Яги соответствовало роду её занятий (встречать души умерших и провожать их в царство мёртвых) это была женщина с ужасным лицом и змеиным хвостом. Наши предки верили, что баба Яга могла жить среди людей в любом городе и деревне. И поэтому относились к ней как к существу опасному и коварному. Она ведунья, которая живёт уединённо в лесу, в своей деревянной избушке «на курьих ножках». Живёт и одевается она очень просто, сама прядёт и ткёт, топит печь и баню, ест растительную пищу; во всех сказках ей очень много лет. В хозяйстве у неё - кот и другие домашние животные, которые служат ей не за страх, а за совесть.

В глухомани около речушки,
Где осока скрыла берега,
Проживает в маленькой избушке
Бабушка по прозвищу Яга.

Нос крючком, горбата, тугоуха,
Страшное бельмо на пол-лица.
На округу злобная старуха
Насылает порчу без конца.

То ли устарели заклинанья?
То ли силы стали убывать?
Чары остаются без вниманья,
Всем на них сегодня наплевать.

Вот и добры молодцы не едут -
Слаб, видать, у бабки приворот.
Вновь ловить придётся ей к обеду
Жабу да лягушек из болот.

А когда-то весть о ней летела
За леса, за горы, за луга:
Но теперь, увы, другое дело -
Позабыта бабушка Яга.

Ох, как ломит кости на погоду,
Как вставать натужно по утрам!
Давят плечи прожитые годы,
И болит под грудью старый шрам.

Вы теперь поверите едва ли,
Что её в былые времена
Ласково Олесей называли,
И она любила Куприна.
Евгений Меркулов


Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на границе с «тридесятым царством». То есть на границе нашего мира с другими мирами (царствами), которых превеликое множество («тридесять»). Баба Яга - страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий сказочный мир: это и соседние нам миры Яви, и Небесные миры светлых божеств, и нижние миры Нави… Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытаниям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чистых душой и телом.


Диалог Генерала с Бабой Ягой

из сказки Л. Филатова "Про Федота-стрельца..."

-Ты чавой-то сам не свой,
Не румяный, не живой!..
Али швед под Петербургом,
Али турок под Москвой?..

Съешь осиновой коры --
И взбодришься до поры:
Чай, не химия какая,
Чай, природные дары!

В ейном соке, генерал,
Есть полезный минерал,--
От него из генералов
Ни один не помирал!..


Дарительница и советчица: указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. У неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других та-инственных вещей. Она хранительница (если надо - то и воинственная) своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

«Что же ты не говоришь со мною? - сказала Баба Яга, - Стоишь как немая?»
«Не смела, - отвечала Василиса, - А если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чём».
«Спрашивай, только не каждый вопрос к добру ведёт: много будешь знать, скоро состаришься!»
«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он?»
«Это день мой ясный», - отвечала Баба Яга.
«Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет: это кто такой?»
«Это моё солнышко красное!» - отвечала Баба Яга.
«А что значит чёрный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?»
«Это ночь тёмная - все слуги мои верные!» - молвила Баба Яга».

(«Василиса Прекрасная», русская народная сказка)

«Баба Яга всё дело справила - коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
«Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок».
«Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка...»

(«О молодильных яблоках и живой воде», русская народная сказка)

Иллюстрация к "Сказке о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне" А. С. Рославлева


Здравствуй бабушка-Яга,
Лешего подруга.

Я вчера пришёл сюда
К вам из огненого круга.
Напои меня ты квасом,
Пирогами накорми,
Расскажи ты мне про Сваргу,
Мимолётный миг любви.
Посидим с тобой, старушка,
Потолкуем про родню.
- Пить мне поздно, нету кружки,
- завалилась за скамью.
Протопи ты лучше баньку
Да медка налей сполна.
Ты ведь тоже как бы наша,
Только дальняя родня.
Постели ты мне постельку,
Сладким чаем напои,
Редко ведь приходит в гости
Путник странный без любви.
Расскажи мне про былое
Да про молодость свою,
Научи любить и верить,
Веру предков я пойму.
Покажи ты мне кота
Что Баюн зовётся.
Чистой станет вся душа,
Только сердце бьётся.
Попрошу ещё тебя
Мне судьбу поведать.
Где искать любовь свою,
Чувства как изведать.
Погадай мне у печи,
Погадай на крестях.
Про гусей-про лебедей
Спой в своих мне песнях.
У тебя я погощу
Да отправлюсь к дому.
В поле чистом обернусь,
помолюся Роду.

Но так ли страшна Баба Яга, как старались её преподнести? Приверженцы идеи о демоническом начале лесной старушки даже говорят о Бабе Яге как о привратнице, стоящей на адской дороженьке. А сама же её избушка - ни что иное, как врата в Потусторонний мир или некое метафизическое пространство.


В легендах избушка Бабы Яги огорожен забором из человеческих костей, увенчанных черепами. Присказка «Костяная Нога» означает отношение лесной демоницы сразу к двум мирам: живому и мёртвому. Это, якобы, признак плотского разложения. У Яги есть клубок ниток, которым она снабжает сказочных героев. Специалисты видят в этом клубке нить судьбы. Любая сказка про Бабу Ягу повествует о том, что войти в её дом не просто. Для входа даже существуют специальные слова, которые способны разворачивать избушку к себе передом и к лесу задом. Такой поворот демонстрирует сказочному герою окошко, у которого и сидит задумчивая старуха.

Сыров В. М., 1990. Отпуск Бабы Яги. Картина подарена Одесскому Детскому дому



Загрустила что-то Баба Яга...
Затушила свечку, забралась на печку.
Помело под ухо, - и сопит старуха.
Будто нос у ней не нос, а насос.

Утром к ней Кощей Бессмертный приходил,
Злато - серебро на лавке разложил:
«Сыгранём в картишки или в шахматишки»?
Но Яга Кощея вытолкала в шею:
Ты чего пристал Кощей, как репей!

А намедни Змей Горыныч зазывал,
Чуть Трёхглавый телефон не оборвал!
Все шипел на ушко - Прилетай, подружка!
Еле отбрыкалась - Ступа, мол, сломалась!
Неохота, к Змею ей, хоть убей!

Ей бы к Лешему весёлому сгонять!
Чай с малиновым вареньем похлебать.
А потом на санки - рощи да полянки,
Соснячки, дубравы - Покатай кудрявый!
Но не скинуть ног с печи, хоть кричи!

Ну и ветер свищет, ну и пурга...
Заболела что-то Баба Яга...

Ю. Можаров


В покосившейся избушке, в глубине тайги живёт

Очень древняя старушка, не всяк дорогу к ней найдёт.
В ступе ездит та старушка, в травах разных знает толк,
И в подружках не лягушка, а Кикимора слывёт.

Ей в любви Кащей Бессмертный признавался как-то раз,
Но из вредности иль в спешке отказала ему враз.
Поспешила, бросив слово, а потом, жалеючи,
У окошка день и ночку проливала слёзоньки.

Леший в гости набивался, успокаивал, как мог,
Улей с пасеки соседней ей в подарок приволок.
Успокоилась старушка, видно в девках вековать,
Выпив с горя пол-литрушки, стала песни распевать.

Пела песни о печали, о несбыточной любви,
И про то, что нет ей счастья в этом мире суеты.
Леший, дружке подпевая, глотку драл как только мог,
И поэтому, наверно, у избы скосился бок.

Много лет с тех пор промчалось, бабка всё живёт одна,
Скуку тихо прогоняя, живность в доме разведя.
Гуси-лебеди гогочут, Кот-Баюн в углу мурчит,
На шесте избы-старушки тихо совушка сидит.

Л. Тверски. Баба-Яга

В изрядно покосившейся, покрытой мхом
избушке
На дальней и заросшей кустарником
опушке
Сидела у окошка расстроенная бабка
И ела из лукошка довольно странный
завтрак:
Сморчки и мухоморы задумчиво жевала,
Отваром волчьих ягод грибочки запивала,
Крапивой, лопухами старательно
хрумтела -
МалА одёжка стала - вот на диету села!

Зайчатину, лягушек теперь она не варит,
Лишь корешки да травки в бульон себе
бросает.
Тошнит её от вида гусениц ползущих,
Мечтает выпить «фанты» да съесть чего
получше…
Ох, как эта диета старушке надоела!
Но хочется излишки убрать быстрее
с тела!
Иначе очень скоро из-за прибавки в
весе
Она в родную ступу, наверняка,
не влезет!…

Пропал куда-то Леший - любимец
кучерявый,
Кощей, дохляк плешивый, храпит,
аж гнутся травы!
А ей так одиноко!
Сидит в избе, как дура,
И ждёт, когда же станет вновь
стройною фигура.
Затосковала бабка по временам
былинным,
Когда была девицей да с талией
осиной…
Колдует над отваром, диету
проклинает.
На печке кот сердито глазищами
сверкает,

Ворчит: «Ну, может, хватит себя
диетой мучить?
Ведь можно просто транспорт себе
найти получше?!»
«Ты что, - взорвалась бабка -
хозяйку злишь нарочно?
Помалкивай, усатый,

И без тебя мне тошно!»


Ек. Лебедева, Баба-Яга. 2006


С. Голубечкова

Д. Фирсунов

К. Крафт




Растяни меха, гармошка
Эх, играй, наяривай!
Пой частушки, бабка - ёжка,
Пой, не разговаривай!

Я была навеселе,
И летала на метле,
Хоть сама не верю я
В эти суеверия!

Шла лесною стороной,
Увязался чёрт за мной,
Думала - мужчина,
Что за чертовщина?

Снова я иду домой,
Снова чёрт идёт за мной,
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему!

Самый вредный из людей -
Это сказочник - злодей,
Очень врун искусный,
Жаль, что он невкусный!

Растяни меха, гармошка
Эх, играй, наяривай!
Пой частушки, бабка - ёжка,
Пой, не разговаривай!

(Частушки Бабок-Ёжек. Слова Ю. Энтина,
музыка М. Дунаевского)



Здравствуй, бабушка Яга!
Ты нам очень дорога,
Но живёшь в своём лесу
И не знаешь жизни суть.
За леском царит прогресс,
Вот, купи себе протез:
Детский сад тебе собрал
На обновку капитал.
Будешь ты, Ягушка-мать,
На протезе щеголять.

Ой, спасибо вам большое!
Хватит мне хромать с клюкою,
Буду я порхать отныне,
Словно в Греции Богиня!
За такое отношенье
Вам слеплю с трухой пельмени,
Испеку для вас, дружочков,
Очень вкусных пирожочков.
Приготовлю для начинки
Паучков и паутинку.
На десерт подам ватрушки
С мягкой кожицей лягушки.

Ты, бабуся, погоди!
Паутину не едим!
Задержались, нужно нам
Расходиться по домам.


- Ну останьтесь на обед!
- Убегаем! Всё! Привет!


Но все же красива.
А так как собою была неплоха -
Мечтала Яга отыскать жениха.
И чтобы на запах компота и щей
Какой-нибудь, что ли, забрел к ней Кощей.

И сайты знакомств изучала она,
Но всё не была удовлетворена
Поскольку клиенты подобных агенств
Желали грудастых и юных невест.

И вот как-то раз грянул вечный девиз:
"Избушка-избушка, ко мне повернись!".
Из тени еловой - густой и седой -
К избушке царевич пришёл молодой.

Растеряна Баба-Яга: "Не пойму,
Куда тебя деть? Приспособить к чему?
На кой ты мне сдался, бесовская прыть?
Сварить тебя? Или уж усыновить?"

Расстроена бабка, клянёт на чём свет.
Природу, судьбу и дурной Интернет:
"Я мужа искала седого, в годах!
А этот - дитя! Молоко на губах!"

Царевичу жалко Ягу огорчать:
"Попробуем, бабка, сначала начать!
Тебе нужен муж? Мой папаша - вдовец.
Я вас познакомлю - и делу конец!"



Яга обомлела: "К папаше? К царю?
Ой, батюшки... я со стыда же сгорю!
Ни туфель, ни платья приличного нет!
Причёску не делала тысячу лет!"

Но женский талант не забыт, не убит -
И вот уж Яга при параде стоит.
И эту красотку царевич-юнец
Торжественным маршем повёл во дворец.

Папаша-вдовец даже сбился с ноги:
"Мадам, же ву зем, я влюблён, я погиб!"
На этом и сказке, ребята, конец.
Не только модели идут под венец...

Что за странные дела?

Бабка быстро влезла в ступу,
Оземь стукнула метлой.
Полетела над лесами
Расспросить народ лесной.

Приземлилась возле пруда,
Видит рядом чей-то след,
Осмотрела пруд поближе,
А на нём кувшинок нет.

Бабка сильно рассердилась,
Даже хрустнула метла:
- Это что же тут случилось?
Водяной, плыви сюда!

Что такое, что за крики,
Что ты сердишься, Яга?
- У тебя в пруду осталась
Только мутная вода!»

Как, а где мои кувшинки?
Я их столько лет растил!
- У тебя хочу спросить я,
Как ты это допустил?

Ничего вокруг не слышишь,
Это как же надо спать!
Никакого нет порядка,
Надо к Лешему слетать!

Он всегда про всех всё знает,
Хоть седая голова,
И везде всё успевает,
А в твоей - одна вода!»

И рассерженная бабка
Полетела над водой.
Почесал себе затылок
Очень грустный Водяной.

В тине квакали лягушки,
Ели жирных мотыльков,
Куковали две кукушки
По запросу грибников.

Прилетела бабка к дубу,
Постучала по коре:
- Выходи скорее, Леший,
Дело важное к тебе!

Старый Леший испугался,
Чуть не выпал из дупла.
И давай скорей спускаться:
«Ты чего кричишь, Яга?»

Леший, ты всегда всё знаешь,
Быстро мне давай отчёт,
Кто цветы в лесу срывает
И куда потом несёт?

Я вчера с утра заметил,
На поляне нет цветов,
А потом нашёл букетик
На траве у трёх дубов.

В ветхой маленькой избушке
Там Кикимора живёт,
И пускай на все вопросы
Нам она ответ даёт.

Ах, какой ты умный, Леший,
Ну почти как я сама.
Так зови сюда скорее
Скакового кабана!

Я и сам тебя сегодня
Собирался навестить,
Да кабан сбежал куда -то.
- Мог бы и пешком сходить!

А тем временем сороки,
Их подслушав разговор,
Про Кикиморы проделки
Растрещали на весь бор.

Всё бабусе рассказали
Как она себя ведёт,
Что букеты в город носит
И на рынке продаёт.

Я сама вчера видала,
Как она под горку шла,
Сумку полную бананов
На спине домой несла».

- Что, в лесу ей ягод мало?
Здесь грибы, орехи, мёд!
Ей бананов не хватало,
Обезьяний корм берёт!

Нет, такое поведенье
До добра не доведёт,
Никакого воспитанья,
Это с рук ей не сойдёт!

На сосне заухал филин,
Леший уши навострил.
Все услышали, что рядом
Кто-то по лесу ходил.

Неожиданно из леса
У сиреневых кустов
Вдруг Кикимора выходит,
А в руках букет цветов.

Как в народе говорится,
На ловца и зверь бежит.
У Кикиморы тот час же
Стал какой-то бледный вид.

Подходи сюда поближе
И давай-ка нам ответ:
Для чего ты спозаранку
Нарвала такой букет?

Уж она и так и этак,
И не знает, что сказать,
Понимает, что придётся
За поступки отвечать.

Кто, скажи, тебе позволил
Лес родной наш разорять
И ромашки с васильками
На полянах обрывать?

Молвил Леший: - Как не стыдно!
Так себя не уважать!
Красоту родного леса
За бананы продавать!

Сколько раз предупреждали,
Но тебя не воспитать,
Видно всё-таки придётся
Из лесу тебя прогнать!

Что ты, нет, Яга, не надо!
Это ж я не для себя!
Угостить потом хотела
Я бананами тебя.

Что ты тут мне сочиняешь!
Совесть где твоя и честь?
Я тебе не обезьяна,
Чтоб бананы с пальмы есть!

Больше рвать цветы не буду.
Ты прости меня, Яга!
Просто тяга до соблазнов,
Ты ведь знаешь, велика.

У моей избы поляну
Будешь лично поливать,
Чтоб цветы росли быстрее,
А не то не сдобровать!

Где-то пели перепёлки,
Ухал филин на сосне,
А Кикимора по лесу
Побрела к своей избе.

Наведя в лесу порядок,
Бабка в ступу забралась,
Помахав вокруг метёлкой,
Над дубравой поднялась.

Летний день согрел поляны,
Где-то липа зацвела,
А Яга к своей избушке
Над лесами поплыла.

Водяной сажал кувшинки,
Зрели шишки на сосне,
Соловей-разбойник мирно
Почивал в своём гнезде.

Покраснела костяника
И расцвёл в глуши лесной
Цвета утреннего неба
Колокольчик голубой...