24.03.2024

Значение экспедирования грузов во внешнеэкономической деятельности. экспедирование грузов вэд


Повышение эффективности внешнеэкономической деятель­ности в России во многом зависит от развития транспорта и служб экспедиторского сервиса в логистических производствен­но-транспортных системах. Экспедиторы, являясь посредника­ми между клиентурой и перевозчиками, выполняют сервисные и коммерческие функции, тем самым удовлетворяют как требо­вания клиентуры, так и способствуют расширению рыночной доли перевозчиков на рынке транспортных услуг.

Рынок транспортных услуг (составной частью его является рынок экспедиторских услуг) с коммерческой точки зрения в настоящее время можно разделить на три уровня. На первом на­ходятся покупатели (заказчики) транспортных услуг - грузоотп­равители, грузополучатели и грузовладельцы; на втором - экс­педиторы, являющиеся посредниками в продаже транспортных услуг, но в то же время организующие и контролирующие пол­ностью или частично логистическую цепь доставки грузов; на третьем - перевозчики (дороги, пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и т.д.) и предприятия транспортной инфраструктуры, осуществляющие погрузку, выгрузку, хранение, передачу на другие виды транспорта, ремонт подвижного состава и т.д. Все перечисленные субъекты транспортного рынка должны обязательно являться юридическими лицами. В противном случае они не могут осуществлять экономико-финансовые операции, связанные с взаиморасчетами за транспортные услуги.

Взаимоотношения по купле-продаже транспортных услуг, а также по их оказанию могут осуществляться непосредственно между субъектами первого и третьего уровня, минуя второй, как это было до начала рыночных реформ на транспорте. Может иметь место выполнение экспедиторами части функций пере­возчиков - перевозка в транспортных единицах (вагонах, су­дах, автомобилях или контейнерах), выполнение погрузо-разгрузочных операций и хранение грузов в складских помещениях, арендуемых или являющихся собственностью экспедитора, и др. (перевозка нефтепродуктов в цистернах СП SFAT, ЗАО «Лу-койл-Транс»). При наличии соответствующего договора с же­лезнодорожной администрацией или другим перевозчиком конкретной страны экспедитором по ее сухопутной территории или водным путям может являться грузовладелец (экспедирование по территории Украины нефтепродуктов фирмами «Лиа-Ойл СА», «Индутек СПА», по территории Литвы - «Витол СА» и др.). Бывают случаи, когда одно лицо является и грузоотпра­вителем (грузополучателем), и грузовладельцем, и экспедито­ром (АО «Новолипецкий металлургический комбинат» при про­даже продукции на условиях «Франко-граница»).

В связи с перераспределением собственности из государствен­ного в частный сектор наступил «платежный кризис» за выпол­ненные грузовые перевозки, а функции плательщиков железно­дорожного тарифа все чаше стали брать на себя коммерческие структуры, одними из которых и являются экспедиторы.

Экспедиторы выполняют следующие функции: оформление заявок на грузовые перевозки по всем видам оперативного пла­нирования и контроль за их удовлетворением, оформление не­обходимых транспортных, таможенных и других документов; контроль за подачей подвижного состава и ходом выполнения плановых объемов перевозок; оплата дополнительных транспорт­ных или других услуг; слежение за транспортными и грузовыми " единицами в процессе перевозки и др.

Разносторонние и многоплановые нововведения ставят экспедиторские организации перед необходимостью расширения спектра оказываемых услуг и отхода от качества «посредника по перевозкам», т.е. назрела актуальность решения специфических для конкретного клиента задач, обусловленных необходимос­тью чувствительности транспортного обслуживания к временным характеристикам процессов производства, распределения, доставки и сбыта продукции.

Стратегия маркетинга предполагает неизбежность для экспе­диторов предложения на транспортном рынке индивидуальных «пакетов» (комплексов) услуг с целью охвата как можно более широкого круга клиентуры. Необходимо перейти от чистой конкуренции цен к конкуренции комплексов экспедиторских услуг, включая консультационные по нормативным транспортным до­кументам, а также касающиеся правового регулирования торго­вых сделок, взаимодействия с таможенными органами и другими субъектами, являющимися составными элементами логистичес­ких систем. Например, при экспедировании экспортно-импорт­ных перевозок через морские порты усилия экспедиторов все бо­лее сосредоточиваются на овладении спецификой не только про­изводственных, сбытовых, транспортных и информационных про­цессов, но и особенностями работы таможен, налоговых инспек­ций, банков, страховых компаний, организаций, производящих качественный, карантинный, ветеринарный, санитарно-эпиде­миологический и радиационный контроль, фумигационную (обез­вреживание от вредителей) обработку перевозимой продукции и выдающих соответствующие сертификаты (Торгово-промышлен­ной палаты и других аналогичных подразделений, являющихся иностранными или совместными предприятиями, Государствен­ной хлебной инспекции, карантинных, ветеринарных, санитар­но-эпидемиологических, радиационных, фумигационных и дру­гих служб), организаций, занимающихся агентированием и фрах­тованием судов, деятельность которых имеет непосредственное отношение к организации доставки товаров до потребителя и является неразрывной частью логистического обслуживания гру­зовладельцев.

Опыт функционирования экспедиторских компаний показал, что с экономико-организационной точки зрения грузовладель­цу выгоднее иметь дело с экспедитором, занимающимся сбо­ром и доставкой грузов до разных мест назначения, предлагаю­щим единый тариф более низкий, чем у перевозчика, на всю перевозку в целом и отвечающим за перевозимые грузы в тече­ние всего процесса перевозки, чем с несколькими компания- ми-перевозчиками, относящимися к разным видам транспорта и предоставляющими услуги на ограниченных маршрутах, вхо­дящих в сферу деятельности этих компаний. Соответственно экс­педиторская компания, используя логистический подход, по­вышает экономическую эффективность перевозки груза.

Таким образом, с созданием логистической системы транс­портно-экспедиционные фирмы берут на себя функции, кото­рые предшествуют транспортировке или следуют за ней. Про­мышленные фирмы освобождаются от несвойственных им функций (упаковка, складирование, определение оптимально­го варианта транспортировки и т.п.). Экспедиторы выкупают груз у поставщиков, освобождая их тем самым от забот о распреде­лении груза, и становятся своеобразными распределительными центрами. Такая технология обслуживания позволяет транспортно-экспедиционным фирмам и промышленным предприятиям работать в едином ритме, что помогает преодолеть сбои в про­изводственном процессе из-за задержки доставки грузов.

Экспедиторы вследствие различных причин (технической вооруженности, экономических условий, квалификации работ­ников, характера взаимоотношений с перевозчиками или пред­приятиями транспортной инфраструктуры и др.) оказывают ус­луги по-разному, образуя тем самым рынок экспедиторских услуг, являющийся составной частью рынка транспортных ус­луг, на котором заказчик в зависимости от перечисленных фак­торов имеет возможность выбрать наиболее устраивающего его исполнителя.

При этом маркетинговыми исследованиями, связанными с поиском платежеспособных клиентов, занимаются сами экспе­диторы, избавляя от связанных с этим забот соответствующие структуры перевозчиков.

Конкуренция на рынке транспортных услуг проявляется не только между различными видами транспорта, но и между транс­портными фирмами, занимающимися экспедированием и име­ющими право На продажу транспортных услуг. Конкуренция проявляется по отдельным составляющим (отдельно взятым ус­лугам или их сочетаниям) транспортного сервиса и является важным фактором в повышении его качества. Она не является помехой в функционировании единой транспортной системы, так как не исключает возможности сотрудничества на коммер­ческой основе и технологического взаимодействия между от­дельными видами транспорта или экспедиторами, когда оказа­ние отдельных или всего комплекса услуг, связанных с доставкой грузов, возможно при последовательном или параллельном их участии.

При перевозках по железным дорогам нескольких государств грузовладелец может пользоваться услугами нескольких экспе­диторов.

В функции экспедитора входит весь комплекс работ по подго­товке товара к отправке: затаривание; упаковка; заключение до­говора с перевозчиком на транспортировку груза и планирова­ние необходимых транспортных средств, оценка экономичности доставки груза до места назначения; выбор наиболее рациональ­ных путей доставки и видов транспорта. Он несет ответственность за организацию грузовых работ, хотя и не ведет их сам, готовит необходимые транспортные и товаросопроводительные докумен­ты, осуществляет расчеты с перевозчиком; в отдельных случаях ведет контроль за продвижением товара до получателя. Такими экспедиторами являются группа Союзвнештранс, Совмортранс, объединение Желдорэкспорт, Союзтранзит, Мострансэкспедиция, российско-швейцарское совместное предприятие ТрансРейл, СП ТрейдТранс, финское АО Рейлкрафт, Совфрахт, компания ЮВАС-Транспорт, акционерная железнодорожная компания Русский Мир, Желдорэкспедиция и др.

Развитие рыночных отношений заставляет железнодорожный транспорт переходить от работы по выполнению плановых объе­мов перевозок к поиску новых форм и методов работы, эффек­тивных в современных условиях жесткой конкуренции с други­ми видами транспорта (прежде всего с автомобильным) и возросших требований клиентов к качеству транспортного об­служивания. Для решения этих задач сформирована Система фир­менного транспортного обслуживания. Российские железные дороги в настоящее время создают Центры фирменного транс­портного обслуживания (ЦФТО). Речь идет об установлении принципиально новых взаимоотношений с грузовладельцами, привлечении больших объемов грузов, повышении конкурен­ции с другими видами транспорта.

Одной из основных задач транспортной политики является снижение транспортных расходов на всем пути следования гру­зов. Это может быть достигнуто благодаря внедрению в перево­зочный процесс логистических систем.

Общая логистическая цепь включает в себя различные логис­тические функции: снабжения и управления запасами; техноло­гического процесса самого товаропроизводства, распределения и потребления товара и т.п. Такие цепи делятся на логистические цепи меньшей длины, а именно снабженческие, транспортно­складские и т.п. Выбор логистической цепи - это не что иное, как выбор конкретного участника процесса.

Распространение принципов логистики во всех сферах эко­номики требует переосмысления деятельности и в области экс­педирования грузов. Экспедитор, который хочет иметь успех на рынке, должен учиться заниматься проблемами клиентов, рас­сматривать материалопоток в его целостности. Необходимой предпосылкой этого является получение от клиентов информа­ции о свойствах товара, о рынке, куда должен быть поставлен товар, о порядке организации работы на предприятии и др.

Задача экспедитора - не только лишь физическое перемеще­ние груза. Все больше от экспедитора, работающего в секторе логистики, ожидается получение компетентных предложений по решению всех возникающих вопросов. В целях достижения синх­ронизации работы транспорта и производства в хозяйственной деятельности фирм широко применяются системы «Канбан» и «Точно в срок».

С начала 70-х гг. в промышленно развитых странах получила широкое распространение логистическая система «Канбан», по­зволяющая реализовать систему «Точно в срок». Система «Точно в срок» - это система производства и поставки деталей, комплек­тующих изделий к месту производственного потребления или в торговое предприятие в требуемом количестве и в требуемое вре­мя. Она обеспечивает приспособление производства к изменени­ям, обусловленным сбоями в технологических линиях, колеба­ниями спроса на выпускаемую продукцию в торговле. Если система «Точно в срок» действует в масштабе всей фирмы и применяется ее основными поставщиками, то обеспечивается ритмичность выпуска готовой продукции и повышается ее качество, резко со­кращаются производственные и товарные запасы, что позволяет высвободить часть складских помещений и использовать их для других нужд, подойти к реализации концепции «производства с нулевым запасом» (производства без склада).

Предприятиям, осуществляющим внешнеторговую деятель­ность, неизбежно при проведении логистической транспортной политики приходится заключать договоры с предприятиями си­стемы транспортно-экспедиторского обслуживания внешнетор­говых и других грузов. Транспортно-экспедиторские организа­ции, действовавшие на экспедиторском рынке нашей страны («Союзвнештранс», «Совмортранс», «Совинтеравто-сервис», «Совтрансавто») в 1990 г. приняли решение о создании нацио­нальной ассоциации международных экспедиторов. В настоящее время ассоциация «Российская ассоциация международных эк­спедиторов» объединяет организации, осуществляющие соглас­но уставу транспортно-экспедиторскую деятельность. В ассоциа­цию входят отдельные иностранные экспедиторы и российские не экспедиторские организации. По уставным и другим докумен­там ФИАТА экспедитором признается «любое юридическое или физическое лицо, которое в соответствии со своим уставом или за вознаграждение обеспечивает перевозку грузов, не являясь при этом непосредственно перевозчиком, т.е. транспортной орга­низацией». Экспедитор может также выполнять следующие дей­ствия, связанные с исполнением договора экспедиции:

· складирование,

· хранение грузов,

· комплектацию сборных отправок,

· оформление перевозочных документов,

· таможенную очистку и декларирование,

· осмотр грузов,

· осуществление провозных и других платежей по поруче­нию клиента и т.д.

Для предприятия, не имеющего возможности осуществлять транспортную логистику для своего предприятия во внешней торговле, очень выгодно обратиться в экспедиторскую фирму, которая сможет решить все проблемы, связанные с осуществле­нием и контролем за перевозкой внешнеторговых грузов.

Логистика обладает высоким потенциалом экономической эффективности. Относительно непродолжительная история раз­вития практической логистики подтверждает такое утверждение. Экономический эффект логистики проявляется в высоком уровне организации производства и, как следствие, экономии натураль­ных и денежных показателей. Величина эффекта зависит от мас­штабов распространения логистики. Анализ, выполненный за­падноевропейскими учеными, свидетельствует о том, что в Западной Европе более 60% предприятий и фирм в своей ком­мерческой и производственной деятельности в той или иной степени используют логистические функции.

Эффективность логистики конкретизируется следующими натуральными показателями:

· уровнем запасов и сокращением потребности в складских помещениях;

· временем прохождения материалов по логистической цепи;

· продолжительностью цикла обслуживания заказа;

· качеством и уровнем сервиса;

· размерами партии грузов;

· уровнем использования производственных мощностей;

· маневренностью, адаптивностью и устойчивостью работы;

· сохранением качества продукции при доставке.

Доставка грузов в системе «Точно в срок» позволяет в 2 раза сократить время выполнения заказа потребителя, на 50% сни­зить уровень запасов и уменьшить продолжительность выполне­ния заказа на предприятии. По данным специалистов, примене­ние информатики в сфере контроля за движением товаров повышает уровень, качество и эффективность услуг в 43-45% случаев, и в 40% случаях позволяет снизить издержки сбыта.

Расходы на логистику составляют 10-30% общих затрат фирм на производство продукции. Если принять затраты на логистику за 100%, то удельный вес отдельных составляющих распределя­ется следующим образом: перевозки на магистральном транс­порте 28-48%, складские, перегрузочные операции и хранение грузов 25-46%, упаковка 5-18%, затраты на управление 4-5% и т.д.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятель­ности в России во многом зависит от развития транспорта и служб экспедиторского сервиса в логистических производствен­но-транспортных системах. Помимо экономического эффекта, дальнейшее развитие этих систем имеет позитивное обществен­но-социальное значение и способствует укреплению националь­ного престижа России.

Основной особенностью в интермодальном транспортном подходе является создание системы обслуживания потребителя, ориентированной на заказчика. Это также новое, что придется учитывать при организации логистических схем поставок товара. В рыночных отношениях покупатель диктует свои условия в об­ласти состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки этого товара.

Поставщики - компании-производители - при выходе на российский рынок в большинстве своем начинали наступление на Россию с освоения товарных рынков Московского региона. Свое продвижение на Восточные и Центральные регионы Рос­сии иностранные и российские компании видят в использова­нии интермодальной инфраструктуры Московского региона че­рез организацию коридоров Берлин-Варшава-Минск-Моск­ва и Хельсинки-Москва-Черное море.

Западные компании принесли в Россию требования по уров­ню обслуживания. Чтобы повысить уровень обслуживания, не­обходимо привести действующие в России терминально-транс­портные технологии к единой общеевропейской системе управ­ления потоками транспорта, когда экспедитор может в считанные минуты заказать доставку груза из любой точки мира, или, ког­да, используя широкую сеть транспортных агентов, термина­лов, может надежно доставить груз «до дверей» клиента.

Роль экспедитора в мире сегодня стремительно меняется - клиенту он предлагает использовать логистическую схему по­ставок. Общепризнано, что в мире в настоящее время экспеди­торы контролируют до 75% международных перевозок. Концен­трация «спроса в одних руках» позволяет экспедиторам придерживать его на уровне чуть ниже предложения на рынке, умело перераспределяя его между различными видами транс­порта.

Чтобы «выжить», владельцы транспорта непрерывно изыс­кивают резервы и способы снижения себестоимости перевозок. Это возможно в условиях рыночных отношений, когда систем­ный подход предполагает оптимизацию всей логистической си­стемы, а не отдельных ее элементов.

К сожалению, в России это пока не работает. Чтобы перейти к этим отношениям, необходима организация центров логисти­ческого распределения, которые должны быть связаны между собой транспортными «коридорами» с подключением к ним логистических подсистем, обеспечивающих через неограничен­ное число экспедиторов и транспортных агентов выход к каждо­му грузоотправителю и покупателю. Создание логистических центров определено и в программе «Московский терминал», и стратегической программой Российского собрания инвесторов «Логистический коридор и единая система независимых терми­нальных комплексов и транспортных организаций», которая принята в соответствии с федеральной программой «Терминал».

Применение в России концепции логистики через создание логистических центров потребует значительно меньших инвестиций, чем те, которые представлены были в первых редакциях программ «Терминал» и «Московский терминал», так как опыт работы в течение последних 3-х лет позволил уже создать осно­ву - фундамент для создания Таких центров.

В России, в городах С.-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону и др., которые составляют транспортные коридоры, уже появи­лись компании, имеющие современную инфраструктуру: тер­миналы, современные складские технологии, информационные системы, обученный персонал и работающие, непосредственно управляя товаропотоком из московского или регионального офиса, доставляя груз из любой точки мира. Пришло время для объединения всех заинтересованных организаций, структур, которые, создав внеправительственные ассоциации, взяли бы на себя реализацию идей логистики в России. Согласно публи­кациям Минтранс РФ заявил, что потери России из-за переда­чи транспортного рынка иностранным транспортным системам составляют 10 млрд. долл. ежегодно - цифра колоссальная, но пора бы разобраться, что за ней стоит. Минтранс активно участвует в разработке общей международной концепции транс­портных узлов и коридоров, но необходимо привести в соответ­ствие с западным уровнем наше законодательство по транспорту, экспедированию. В Россию поступает огромное количество кон­тейнеров, но не будет никакой борьбы за возвращение нам хоть какой-то уступленной доли рынка, пока в России не будет со­здан общероссийский пул контейнеровладельцев с системой взаимообмена и единой системой контейнерных тарифов, основанной на пятилетней окупаемости парка, как это принято на Западе.

Важным является вопрос о «субъекте» транспортной логис­тической цепи. МПС РФ определило его в лице центров дорож­ного и фирменного обслуживания. В ряде публикаций такими субъектами называются «терминалы», «коммерческо-посредни­ческие организации» и др.

Концепция логистики должна найти конкретное воплоще­ние, тем более что действующие модели организации грузовых мультимодальных перевозок уже есть в Московском регионе. Западные экспедиторские компании овладели концепцией ло­гистики не так давно. Это произошло в условиях обострения конкуренции на мировых рынках. Этот путь предстоит пройти и российским компаниям, только в более сжатые сроки, и тогда Россия сможет войти интегрированным участником в Глобаль­ную транспортную сеть.

Эффективное использование концепции транспортной логис­тики зависит от рационального выбора базисных условий поставки внешнеторговых грузов, коммерческо-правового регулирования перевозочного процесса, своевременного и правильного заключе­ния договоров перевозки и расчетов за перевозку с использовани­ем действующих тарифов, фрахтовых ставок (табл. 60, 61).

Таблица 60

Инкотермс-2000 - унифицированные международные пра­вила единообразного понимания наиболее часто используемых условий поставки во внешней торговле - содержит 13 базисных условий поставок, которые дают различные сочетания обязан­ностей, расходов и рисков продавца и покупателя по внешне­торговому контракту.

С целью наиболее удобного применения и понимания все термины разделены на четыре категории, начиная со случая, когда продавец предоставляет товары непосредственно в своих помещениях (термины группы Е).

Согласно терминам второй группы F продавец обязуется пре­доставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспе­чивается покупателем свободным от риска.

Согласно терминам третьей группы С продавец обязуется зак­лючить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо до­полнительных расходов после его погрузки на транспортное сред­ство в пункте отправления.

Термины группы D - продавец несет все расходы и прини­мает на себя риски до момента доставки товара в страну назна­чения в согласованное место.

По каждому термину обязательства сторон в сделках сгруп­пированы в 10 пунктах-обязательствах, где каждое обязатель­ство продавца зеркально отражает соответствующее обязатель­ство в отношении той же обязанности.

Все условия поставок разбиты на 10 пунктов-обязательств, где каждое обязательство продавца отражает соответствующее обязательство покупателя по тому же вопросу.

Основные обязанности продавца , общие для всех базисных ус­ловий поставок:

поставить товар в соответствии с условиями контракта; оплатить расходы по проверке товара; получить за свой счет экспортную лицензию; своевременно уведомить покупателя о дате отгрузки; оплатить таможенные налоги и пошлины по экспорту то­вара;

нести риски и расходы до момента предоставления товара покупателю.

Покупатель товара обязан : принять и оплатить товар, полу­чить за свой счет импортную лицензию, оплатить все расходы при получении документов в стране отправления, оплатить им­портные таможенные налоги и пошлины, нести расходы и риск из-за несвоевременного принятия товара (табл. 61).

Таблица 61

В том случае, когда в терминах по какой-либо позиции у про­давца или покупателя зафиксировано «нет обязательств», это не исключает, что данная сторона может выполнить те или иные обязанности контрагента по его поручению и за его счет. Однако это не является обязательным действием, вытекающим из бази­са поставки.

Поскольку не все из этих обязанностей применимы к любо­му термину ИНКОТЕРМС, в некоторых случаях возможно ука­зание «нет обязанности».

Необходимо также отметить важные различия между догово­рами «отгрузки» и договорами «доставки». В отношении опреде­ления ключевого момента, в который продавец считается ис­полнившим свою обязанность по поставке, между терминами «доставка» (условия группы D) и другими торговыми термина­ми имеется важное различие. Только в соответствии с термина­ми группы D (DAF Поставка на границе, DES Поставка с суд­на, DEQ Поставка с причала, DDU Поставка без оплаты пошлин и DDP Поставка с оплатой пошлин) обязанность продавца по поставке перемещается в страну назначения. Согласно всем дру­гим терминам он исполняет свою обязанность по поставке в собственной стране либо путем предоставления товара покупа­телю в месте нахождения продавца (термин EXW С завода), либо путем передачи товара для отгрузки перевозчику (термины FCA Франко перевозчик, FAS (ФАС), FOB (ФОБ), CFR (Стоимость и фрахт), CIP (СИФ), СРТ (Перевозка оплачена до), CIP (Пе­ревозка и страхование оплачены до)).

Для выделения этих двух фундаментально различных по своей природе групп торговых терминов применяется соответствую­щая классификация договоров купли-продажи, например, при включении терминов группы D договор относится к типу дого­воров «доставки», а терминов группы F или группы С - к кате­гории договоров «отгрузки». Обязанность продавца по обеспече­нию перевозки и ее оплате не включает в себя обязанность передачи товара в пункте назначения. Наоборот, риск утраты или повреждения товаров переходит в пункте их передачи, а страхование по условиям CIF (СИФ) и СРТ (Перевозка и стра­хование оплачены до) осуществляется продавцом в пользу по­купателя, на которого после пункта передачи переходит риск.

По условиям терминов группы С, возлагающих на продавца возмещение расходов по перевозке и страхованию до места на­значения, необходимо принимать во внимание не один, а два ключевых момента: один в отношении распределения рисков, другой в отношении распределения расходов. В связи с тем, что такой дуализм не всегда явно очевиден, часто коммерсанты заб­луждаются в отношении терминов группы С, полагая их более или менее эквивалентными терминам группы D. Это совершен­но неверно. Продавший товар на условиях терминов группы С продавец считается исполнившим свою обязанность по постав­ке, даже если после момента отгрузки с товаром что-либо слу­чилось, в то время как продавец, продавший товар на условиях терминов группы D, при аналогичных обстоятельствах не счи­тается исполнившим свое обязательство. Следовательно, про­давший товар на условиях терминов группы D продавец не ис­полняет контракт и несет поэтому ответственность за его нарушение, если после отгрузки товара, но до его прибытия в пункт назначения, товар утрачен или поврежден. Такой прода­вец обязан поставить товары взамен утраченных или повреж­денных или предоставить иную согласованную реституцию.

В этой связи жизненно необходимо согласование между тор­говым термином и другими условиями договора, так как падаю­щий на продавца риск может быть элиминирован или, по край­ней мере, изменен различными оговорками об освобождении от ответственности или форс-мажорной оговоркой договора.

Из этого следует, что сторонам договора всегда нужно учиты­вать различие между терминами группы С и группы D и что про­давший товар на условиях группы D продавец должен вниматель­но отнестись к необходимости защитить себя от рисков нарушения или неисполнения договора путем включения в договор купли- продажи соответствующей форс-мажорной оговорки или иной ого­ворки об освобождении от ответственности.

По группе Е - отгрузка «с завода» означает, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заво­де, фабрике, складе и т.п.). В частности, он не отвечает за по­грузку товара на транспортное средство, предоставленное поку­пателем, а также за таможенную очистку товара для ввоза, если не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски в свя­зи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назна­чения. Таким образом, данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности. Он не применим, если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей. В этом случае целесообразно исполь­зовать термин FCF - Франко перевозчик.

Покупатель обязан:

· уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену;

· получить на свой риск и за свой счет экспортную или им­портную лицензии или иное официальное разрешение вы­полнить все таможенные формальности, требуемые для вы­воза и ввоза товара и, если необходимо, его транзита через третьи страны;

· принять поставку товара, как только он предоставлен в распоряжение покупателя;

· нести все риски утраты или повреждения товара с момен­та, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя;

нести все относящиеся к товару расходы с момента предо­ставления его в распоряжение покупателя, в том числе все дополнительные расходы, возникшие вследствие не­исполнения покупателем обязанности по принятию това­ра, после того как он предоставлен в его распоряжение, или вследствие неисполнения необходимых извещений, при условии, однако, что товар был должным образом индивидуализирован, т.е. ясно обособлен или иным спо­собом обозначен как товар, являющийся предметом дан­ного договора;

· нести расходы по оплате налогов, пошлин и иных офици­альных сборов, а также формальностей, требуемых при вывозе и ввозе товара, и, если необходимо, при его тран­зите через третьи страны. Возмещать продавцу все поне­сенные им расходы при осуществлении содействия поку­пателю в получении экспортной лицензии;

· передать продавцу необходимое извещение о дате в тече­ние согласованного периода и (или) место принятия то­вара;

· предоставить продавцу расписку, подтверждающую при­нятие товара;

· нести, если не согласовано иное, все расходы, связанные с инспектированием товара перед отгрузкой;

· оплатить все расходы и сборы, связанные с получением документов, а также возместить продавцу расходы, воз­никшие у него при оказании им содействия покупателю.

По группе F - Франко перевозчик - означает, что основная перевозка не оплачивается продавцом. Продавец обязан:

· передать товар в согласованном пункте в распоряжение перевозчика, указанного покупателем, и погрузить товар на транспортное средство;

· выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза (экспортная лицензия, оплата вывозных налогов и сборов, если требуется);

· передать покупателю надлежащее извещение о передаче товара в распоряжение перевозчика;

· предоставить покупателю за свой счет транспортные доку­менты, подтверждающие поставку товара;

· нести все расходы по проверке качества товара, взвешива­нию, подсчету, измерению, маркировке, упаковке;

· предоставить покупателю по его просьбе информацию, необходимую для заключения договора страхования;

· нести все риски утраты или повреждения товара до мо­мента, когда товар предоставлен в распоряжение покупа­теля;

· оплатить все относящиеся к товару расходы до момента передачи его перевозчику, в том числе пошлины, налоги и сборы, взимаемые при его вывозе.

Покупатель обязан:

· указать перевозчика;

· заключить договор перевозки и оплатить фрахт.

Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец счита­ется выполнившим свое обязательство по поставке товара, про­шедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика и погрузки на транспортное средство в обусловленном пункте. При отсутствии указания по­купателя о таком пункте, продавец вправе определить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно ком­мерческой практике для заключения договора перевозки необ­ходимо содействие продавца (при перевозке товара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя. Данный термин мо­жет быть использован при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. «Перевозчик» означает любое лицо, которое на основании договора перевоз­ки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским или внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке. Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, например экспедитору, прода­вец считается выполнившим свою обязанность по поставке то­вара с момента передачи его на хранение данному лицу. «Транс­портный терминал» означает железнодорожную станцию, причал, контейнерный терминал или двор, пункт по принятию различных видов грузов, т.е. любых контейнеров и/или поддо­нов, независимо от применения трейлеров, прицепов, обору­дования, применяемых любыми средствами транспорта;

уплатить цену купли-продажи;

· получить за свой счет импортную лицензию и выполнить все таможенные формальности, требуемые для вывоза то­вара и (если необходимо) его транзита через третьи стра­ны;

· заключить за свой счет договор перевозки товара;

· принять поставку;

· нести все риски утраты или повреждения товара с момен­та поставки, а также все относящиеся к нему расходы, в том числе по оплате пошлин, налогов и иных сборов;

· передать продавцу надлежащее извещение, содержащее наименование перевозчика, способ транспортировки, дату или период времени передачи ему товара, а также опре­деленный пункт, где товар должен быть передан пере­возчику;

· принять доказательство поставки, если оно соответствует условиям договора;

· нести расходы, связанные с инспектированием товара перед отгрузкой;

· оплатить все расходы и сборы, связанные с получением документов, а также возместить продавцу расходы, воз­никшие у него при оказании содействия и заключения договора перевозки.

ФАС - свободно вдоль борта судна с указанием порта от­грузки - означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном порту отгруз­ки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и рис­ки утраты или повреждения товара. По условиям FAC (ФАС) на покупателя возлагается обязанность по выполнению таможен­ных формальностей, необходимых для вывоза товара. Данный термин не следует применять, когда покупатель не в состоянии обеспечить выполнение формальностей, требуемых для вывоза груза, и может быть использован только при перевозках водным транспортом.

1.1 Понятие и классификация транспортных и сопутствующих услуг во ВЭД

Транспортные связи являются существенной и непременной составляющей международных финансовых отношений. Транспортные средства обеспечивают движение продукции и услуг на мировых рынках от поставщиков к покупателям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения. Вне транспортного обслуживания сложно себе представить процесс обращения продукции и услуг.

Транспортировка продукции и услуг как бы продолжает процесс производства. Расходы на транспортировку добавляются к общим издержкам продукции и входят в ее себестоимость и цену. Они составляют дополнительные расходы обращения и выступают в качестве существенного компонента стоимости. При этом часть транспортных расходов в цене может быть очень значительной (до 30% себестоимости товаров). По данной причине успех внешнеторгового контракта и его финансовая результативность в большой степени зависят от того, как перевозится тот либо иной груз, применены ли для перевозки самые экономичные и быстроходные транспортные средства. Абалонин, С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. - 172 с.

Транспортный фактор всегда рассматривался в качестве существенной предпосылки интенсификации мировой торговли. Великие географические открытия XVI--XVIII веков были непосредственно обусловлены ростом морского судоходства, что дало сильный толчок развитию мировой торговли. Овладев силами паровой и электрической энергии в XIX веке, человечество значительно усовершенствовало средства транспортной области. Пароходы, железные дороги сделали настоящую революцию в транспортной области. Все это в свою очередь содействовало дальнейшему развитию мирохозяйственных связей.

Международные хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения продукции из одних государств в другие. Сама по себе транспортная сеть создана в рамках национальных финансовых систем. Все виды транспортной области (за исключением морского) имеют, прежде всего, внутрихозяйственные задачи для своей работы. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи; Существеннейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются: Абалонин, С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. - 172 с.

1) темпы и объемы ВЭД;

2) научно-технический прогресс, применение достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств.

Транспортное обслуживание международных финансовых отношений реализуется в двух направлениях: перевозка товаров и перевозка людей. Мы рассмотрим главным образом первое направление, ибо оно непосредственно связано с внешнеторговыми контрактами. В последнее время наметилась тенденция к уменьшению объемов перевозимых товаров. В начале 70-х годов суммарное количество международных перевозок оценивалось в 4, 5--4, 6 млрд. т. В 1996 г. тоннаж перевозок уменьшился до 3, 8 млрд. т. Это факт говорит не о понижении темпов международной торговли, а о качественных изменениях в структуре товарообмена, где уменьшилась часть топливно-сырьевых работ и услуг как наиболее «транспортоемкой».

Среди всех типов транспортной области самым распространенным в международной торговле является морской транспорт. Этот вид транспортной области обеспечивает примерно 65% от общего количества международных грузовых перевозок. Главным ассортиментом по перевозкам являются наливные и навалочные грузы, т.е. все те же топливно-сырьевые товары, составляющие около 40% количества морских перевозок. Остальные 60% приходятся на генеральные грузы.

На железнодорожный транспорт приходится примерно 15--17% от общего количества международных перевозок. Он, обычно, применяется для внутриконтинентальных перевозок. Если средняя протяженность морской внешнеторговой перевозки составляет 2500-3000 км, то железнодорожной -- примерно 800-1100 км.

Серьезным конкурентом для морской транспортной области за последние 30--40 лет стал воздушный транспорт. Учитывая достоинства авиатранспортной области в скорости перемещения, он стал лидером в международных пассажирских перевозках. Только за период 1985--1995 гг. объем перевозок в международном воздушном сообщении возрос более чем вдвое. Вместе с тем по себестоимости этот вид транспортной области является одним из самых дорогостоящих. По данной причине его часть в общем объеме мировых грузоперевозок едва превосходит 6%.

Наименьшую роль в транспортном обслуживании внешнеэкономических связей занимает автомобильный и речной транспорт. На данные виды транспорта в общем приходится около 5% от общего количества внешнеторговых грузовых перевозок. Данные виды транспортной области более локальны, чем вышеназванные, в силу своей технической сути. Если железные дороги обслуживают внутриконтинентальные перевозки, то автомобильные и речные пути обеспечивают передвижение товаров, обычно, между странами-соседями. Средняя протяженность международного рейса автомобиля не превосходит 600 км. Нужно также упомянуть о большом значении трубопроводного транспорта. Его назначение связано с систематической и бесперебойной доставкой нефти, природного газа. Специфика этого вида обусловлена значительной стоимостью ввода в действие трубопроводов и низкой себестоимостью эксплуатации. Выделяя объемы перегоняемой через трубопроводы продукции, отметим большое значение этого вида транспортной области в структуре международных грузовых перевозок -- 7-8%.

К сопутствующим услугам относятся те из них, которые оказываются в процессе продвижения продукции от продавца к покупателю, а именно: Международные транспортные операции / Зимовец А.В. Учебное пособие. Таганрог: ТИУиЭ, 2012

1. Услуги по транспортировке товаров. Купля-продажа услуг по перевозке продукции оформляется договором на перевозку разными видами транспортной области: морским, речным, железнодорожным, авиационным, автомобильным, трубопроводным.

Морским, речным, железнодорожным транспортом обычно, перевозятся грузы значительной партионности, стоимости и на значительное расстояние. Автомобильный транспорт целесообразнее использовать при перевозках на незначительные расстояния. Авиатранспорт используют для перевозки ценных и скоропортящихся товаров.

2. Транспортно-экспедиторские услуги являются комплексом сопутствующих услуг, оказываемых в процессе перевозки товаров.

Данные услуги оказываются специализированными фирмами либо транспортными компаниями. Непосредственное хранение груза, его погрузка и выгрузка осуществится морскими и речными портами, железнодорожными станциями, аэропортами и другими грузовыми терминалами.

Для этого данные компании оборудованы соответственными техническими средствами, трудовыми ресурсами, имеют значительные площади для открытого и закрытого хранения товаров. Транспортно-экспедиторские организации заключают с ними договор на терминальное обслуживание. Проверка качества и объема груза также исполняется специализированными компаниями, которые имеют соответственную лицензию. Это так называемые сюрвейерские организации. Кроме того, контрольные работы по грузу могут быть произведены торгово-промышленной палатой РФ.

3. Страхование перевозки. Обычно, при перевозке груз нужно застраховать. Страхователями по договорам страхования выступают или продавцы, или покупатели в зависимости от условий контрактов и договоров.

На страхование принимаются:

Грузы, ожидаемая прибыль, фрахт, разные затраты, связанные с перевозкой.

Продвижение продукции от продавца к покупателю часто реализуется через организации, которые оказывают посреднические услуги.

4. Торговое посредничество.

Посредниками являются физические либо юридические лица, которые содействуют обращению продукции и услуг на внешних и внутренних рынках. Они содействуют совершению договоров купли-реализации, подряда, развитию арендных операций, оказанию страховых, транспортных, туристических услуг.

Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: Международные транспортные операции / Зимовец А.В. Учебное пособие. Таганрог: ТИУиЭ, 2012

* от чьего имени работает посредник;

* за чей счет посредник ведет свои операции.

5. Банковские услуги, связанные с международными расчетами за поставленную продукцию и оказанные услуги. Данные расчеты реализуются в безналичной форме через банки - корреспонденты, которыми являются отечественные банки, которые имеют право на ведение международных валютных операций и подписавшие с зарубежными банками соглашения, предусматривающие взаимное открытие корреспондентских счетов и применение компьютерных сетей для передачи поручений, документов и данных. Порядок реализации международных расчетов регулируется разными унифицированными нормами, конвенциями и другой документацией, к использованию которых присоединилась РФ.

Анализ деятельности ООО ТЭК "Магеллан"

Договор оказания транспортных услуг можно определить как договор, по которому одна сторона (транспортная организация) обязуется оказать услугу по перемещению грузов или пассажиров для достижения предусмотренных им целей...

С позиций системного подхода транспорт представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного обслуживания региональных материальных и людских потоков. Можно утверждать...

Анализ транспортных услуг в РФ

Новые экономические условия расширили понятие «услуга транспорта». Сегодня под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса...

Анализ транспортных услуг в РФ

Существует различная классификация транспортных услуг. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги...

Благотворительная деятельность в социальной сфере

Одной из ключевых проблем исследования благотворительной деятельности до сих пор остается слабо проработанный терминологический аппарат и соответственно связанные с этим разночтения в понимании благотворительности как явления...

Дальний Восток на международном рынке транспортных услуг на примере ОАО "Владивосток Авиа"

В процессе осуществления международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое и составляет предмет международной транспортной операции...

Коммерческая деятельность транспортного предприятия

Целью проведения исследований позиции организации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий...

Налоги в составе цены. Ценообразование на рынке транспортных услуг

тариф транспорт налог ставка Транспортные тарифы - это система ставок платы за провоз и сборов, получаемых всеми видами транспорта от клиента. Транспортный тариф - это цена за перемещение материального объекта в пространстве...

Организация внешнеэкономической деятельности предприятий транспортной сферы

Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и бизнеса опубликовал оценку рынка транспортно-экспедиционных услуг. Сегодня на мировых рынках процесс доставки продукции сопряжен с процессом исполнения целого ряда работ...

Проект бизнес-плана по выходу на рынок специализированных охотничьих костюмов г. Ижевска организации ООО "Hunter"

Пути снижения экспедиционных издержек в транспортных затратах (на примере ИП "Федоров")

Выстраивание в логической последовательности договорно-правовых отношений между участниками транспортного процесса в ходе организации и осуществления доставки груза называется договорной логистикой...

Расчет показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятия

Прибыль предприятия Ппр, тыс.р, вычисляется по формуле Ппр = B - Сп, где В -- выручка предприятия Сп -- полная себестоимость Ппр = 44440000 - 44425046= 14954 руб. Прибыль предприятия составляет 14954руб. 2...

Регулирование рынка образовательных услуг

Статистический анализ платных услуг населению г. Уфы

Услуга? особый товар, не имеющий материально-вещественной формы, производство которого, неразрывно связанное с потреблением, приводит к удовлетворению потребностей как отдельных лиц, так и общества в целом...

В международном разделении труда транспорту принадлежит особая роль как регулятору международной торговли - от функционирования транспорта зависят возможности , эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) как совокупность направлений, методов и средств торгово-экономического сотрудничества разных стран включают в себя несколько основных форм - внешнюю торговлю, международное производственное сотрудничество, экономическое и техническое содействие . Все эти формы ВЭС сложно представить без существования надежных транспортных систем. Даже в такой далекой от транспорта форме ВЭС, как валютно-кредитные отношения, используются транспортные документы. Транспорт обеспечивает практически все виды международных экономических отношений. Деятельность транспорта приносит стране значительные суммы валютных поступлений от экспорта транспортных услуг. В отличие от ряда экспортно-ориентированных сырьевых отраслей экономики, имеющих ограниченные ресурсы, транспорт обладает способностью полностью восстанавливать свой экспортный потенциал.

Важнейшие условия эффективности и качества транспортного обеспечения ВЭС, а также экспорта транспортных услуг - бесперебойность, регулярность, ритмичность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления без потерь, порчи, полной или частичной утраты товаров.
Транспорт – совокупность путей сообщения и эксплуатируемых подвижных транспортных средств в целях обеспечения передвижения пассажиров , почты, багажа, грузов; связующее звено между отраслями экономики, это необходимое условие существования экономики любой страны Транспорт – сфера услуг . Ни один ВТ контракт не может быть осуществлен без физической доставки товара.

На время перевозки средства «выпадают» из оборота фирмы. Транспортная составляющая в контрактной цене товара достигает порядка 10%. По ЮНКТАД – 7-8% по CIF.

Значение.

Транспорт несет 2 основные функции в ВЭД:


  1. Обеспечивающая функция транспорта. Транспортное обеспечение ВЭС или ВЭД (связи – уровень государства, деятельность – уровень фирмы). Транспорт – это слуга, который дает возможность существовать внешнеэкономическим связям страны.

  2. Экспорт транспортных услуг. Каждое гос-во заботится об экспорте транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг – оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственное границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

  • Внешнеторговые перевозки

    • Транзит через территорию страны или в более общем виде – перевозки грузов иностранных грузовладельцев. У нас таких маршрутов всего 2: транссибирская магистраль (Порт Восточный и Находка)

    • Перевозка между инстр портами. Российский флот практически не обслуживает нашу ВТ. Стоимость судозахода отечественных судов выше, чем для иностранных. Только 4% ВТ по морским перевозкам обслуживается судами под нашим флагом. Наши суда работают между иностранными портами, т.е. не заходя в национальный порт.

    • Экспортные услуги транспортной инфраструктуры . За грузопотоки надо бороться, поэтому необходимо улучшать инфраструктуру.
Место.

Развитие транспортной системы развивает ВЭС между странами и экономику страны.

Оценка деятельности транспорта.

В ВТ существует показатель транспортная составляющая в контрактной цене товара .
Цена транспортного услуги / цена контракта.

В РФ транспортная составляющая – 12-14%, в ЕС – 6-7%. Это объясняется тем, что мы возим дешевый, не обработанный товар. Высокотехнологичные товары очень дорогие, для того , чтобы цена контракты была адекватной, транспортная составляющая очень маленькая.


  1. Транспортное обеспечение ВЭД и транспортное обслуживание ВЭС.
Транспортное обеспечение – система, представляющая совокупность технических, технологических элементов, экономических, организационных и правовых воздействий, форм и методов управления транспортными процессами и операциями. Транспортное обеспечение - неотъемлемая составная часть внешней торговли. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Затраты на транспортировку продукции и связанные с ней операции входят в издержки товара и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде. Недостаточный уровень транспортного обеспечения внешней торговли может оказать негативное воздействие на результаты контрактной работы.

Особенности ТО:


  1. продукция транспорта выступает на международных рынках как объект купли-продажи. Транспортная продукция реализуется через межд рынки трансп услуг.

  2. Острое восприятие и учет на межд трансп рынках качества трансп обслуживания, кот проявл в цене транспортной продукции.
Таким образом , уровень ТО ВЭС оказывает существенное влияние на эффективность ВТ, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей.

Этапы транспортного обеспечения:


  1. подготовка продукции к перевозке, включая упаковку, затаривание, маркировку

  2. складские работы на складе отправителя

  3. информирование перевозчика и покупателя о готовности товара к отгрузке
    подготовка необходимой товаросопроводит документации , получение карантинных, ветеринарных, санитарных свидетельств, упаковочных листов, сертификатов

  4. доставка продукции к магистральным видам транспорта

  5. заключение договора перевозки и необходимые расчеты со всеми перевозчиками

  6. погрузочно-разгрузочные и складские работы в пункте отправления продукции

  7. перемещение товара первым перевозчиком

  8. таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные, карантинные операции на пограничных пунктах

  9. складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче второму перевозчику

  10. перемещение груза вторым перевозчиком

  11. складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче i-ому перевозчику

  12. погрузочно-разгрузочные, стивидорные, складские операции, раскредитование перевозных документов в пункте назначения

  13. сдача груза получателю

  14. розыск грузов

  15. ведение претензий, исков, арбитражных дел
На каждом этапе могут возникать сопутствующие операции: страхование груза и ТС, хранение и консолидация грузов, лизинг и агентирование ТС, брокерская деятельность и др. Все этапы проводятся под контролем продавца и покупателя, оговариваются и фиксируются в договорах К-Пр в виде базиса поставки и трансп условий.

Элементы транспортного обеспечения:

1. технический - соответствие вида и рода груза параметрам транспортных средств

2. технологический - способы перевозки, прогрессивные транспортно-технологические системы (контейнерные, пакетные, лихтеровозные)

3. организационный - информационное обеспечение, организационная структура фирмы-участника ВЭД

4. экономический - государственное регулирование – налоги, пошлины, тарифы, лицензирование

5. правовой - государственные нормативные акты, м\н соглашения (правила, обычаи), суды и арбитраж
В рамках ТО находится транспортное обслуживание – проявляется в системе транспортного обеспечения как конечный результат деятельности трансп фирм по выполнению договора перевозки и представляет собой совокупность средств, форм и методов , обеспечивающих производство трансп продукции надлежащего качества.

Качество трансп услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвенно воздействует на формирование цены товара, увеличивая ее при высоком трансп сервисе или же уменьшая при низком уровне трансп обслуживания.


  1. Экспорт транспортных услуг и его составляющие.
Экспорт транспортных услуг – оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственной границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

Состоит из:

1. Внешнеторговые перевозки. Ех.1. экспорт товара из РФ. Если доставляет российский перевозчик, то имеет место экспорт транспортных услуг, товар экспортируется вместе с транспортной услугой. Если экспортер нанимает иностранного перевозчика, то имеет место импорт транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг может сопутствовать импорту товара, если доставку импортного груза осуществляет национальный перевозчик. Если перевозка признается экспортом транспортных услуг (экспортная перевозка с экспортным товаром, экспортная перевозка с импортным товаром), то НДС начисляется по ставке 0%.

2. Транзитные перевозки по территории РФ и перевозки между иностранными портами. В этом случае экспортные услуги оказываются только иностранным грузовладельцам.

Транзит : ж\д, автомобильный транспорт. Главная проблема – таможенный досмотр транзитного груза. Сбор за транзит –17$ (45-50 млн. тонн в год по территории РФ).

Перевозка между иностранными портами. Проблема – флаг судна. Российским судовладельцам невыгодно ходить под национальным флагом, т.к. в РФ не существует единого реестра судов , что приводит к увеличению издержек. Некоторые государства предоставляют льготные условия для регистрации судов под своими флагами (Самый большой флот – Либерия (по количеству судов), Панама (по тоннажу)).
3. Экспортные услуги транспортной инфраструктуры . Кроме ВТ перевозок к экспорту транспортных услуг относят операции по обработке грузов в пунктах перевалки, портах (морских \ речных), аэропортах, на автомобильных и ж\д терминалах, т.е. в экспорт транспортных услуг входит не только перевозка, но и операции необходимые для их обеспечения и реализации. В экспорт транспортных услуг входят услуги связанные с организацией ВТ перевозки, в частности экспедирование груза (а также заправка самолётов, судов, ремонт и т.д.). За грузопотоки надо бороться, поэтому необходимо улучшать инфраструктуру.


  1. Присоединение России к ВТО: транспортный аспект.

  • Вступление России в ВТО для российских транспортных компаний возможно грозит слияниями и поглощениями.

  • Опросы российских перевозчиков показывают, что готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь 1/4 российских предприятий, к конкуренции на рынках СНГ настроены 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а готовыми к членству в ВТО – 10% транспортных компаний.

  • Присоединение к ВТО обеспечит, рост внешнеторгового обмена , что вызовет рост грузооборота, в том числе за счет увеличения объемов перевалки транзитных грузов, рост инвестиций в терминально-складские хозяйства, а также оптимизацию работы регулирующих и фискальных органов. Однако помимо преимуществ, которые получит транспортный бизнес страны, существуют и явные риски. Основными из них являются унификация транспортных тарифов, унификация тарифов на погрузочно-разгрузочные работы.

  • По данным Минтранса, нормам соответствуют лишь 37% федеральных и 24% региональных автодорог. С вступлением России в ВТО возрастут объемы внешнеторгового оборота, увеличатся объемы международных грузоперевозок, а уровень загрузки автодорог уже сегодня значительно выше нормы. Все это приведет к росту издержек при перевозках. Еще одна больная проблема, которая пагубно влияет на российских перевозчиков даже при наличии у них современного парка автомобилей , – сложность оформления виз.

  • В целом присоединение России к ВТО прямого влияния на транспортный комплекс оказать не должно. В будущем, возможно позитивное влияние, т.к. полноправное участие России в многосторонней торговой системе, гарантированная нормами ВТО транспортное законодательство должны привести к росту международного товарооборота, повышению инвестиционной привлекательности, а также росту возможностей транзитного потенциала.
    Однако хорошо известно, что наше участие в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и наше неучастие в Бернских грузовых конвенциях COTIF как раз и приводят к ограничению возможностей наших транспортировщиков на других рынках товаров и услуг. Поэтому, России нужно просто взять и присоединиться к ВТО.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ РФ К ВТО. ТРАНСПОРТНЫЙ АСПЕКТ.

1. При присоединении российские перевозчики формально получат доступ к иностранным рынкам.

В переговорном процессе у РФ жесткая позиция по следующим проблемам:


  • энергетика

  • банковский сектор
Уступки:

Транспорт (открытие рынка – вход \ выход на рынок без лицензирования).

Ех.1. ЕС хотят получить национальный режим для внутреннего речного транспорта. РНБ -> НР.

Ех.2. Китай хочет получить свободное судоходство по Амуру + хотят получить разрешение на рыболовное судоходство в Охотском море + официальный допуск китайских автомобильных перевозчиков к работе в Приморском и Хабаровском крае.

Ех.3. США и Канада требуют открыть транссибирские воздушные коридоры (без транзитных платежей).

Т.о. присоединение РФ к ВТО полностью откроет транспортные и транспортно-экспедиторские рынки. На сегодняшний день существует разрешительная система.

2. Повышение качества.

Наши перевозчики не справятся.

3. Рабочие места.

Возможна потеря отрасли çè глобализация


  1. Внешнеторговые перевозки и международные перевозки.
Международная перевозка – носит юр характер. В процессе перевозки груз должен пересечь гос границу страны. Данная перевозка есть там, где заключен договор межд перевозки груза. Регулируется нормами межд права. Если в соответствии с договором груз должен пересечь границу, но не пересек (таможня не выпустила, груз не прошел специальные вида досмотра и т.п.), то перевозка все равно считается международной.

Внутренняя (национальная) перевозка – груз должен пересечь территориальную границу. (перевозка внутри страны) Регулируется нормами нац права.
ВТ перевозка – экономический характер. Отражает характер перевозимого груза (д.б. ВТым: экспорт, импорт, НЕ транзит)).


Термин внешнеторговая перевозка носит только экономический характер. Характер груза также подразумевается. Для того чтобы выяснить все виды грузов, надо посмотреть в таможенный кодекс и таможенные режимы.

Внешнеторговая перевозка может быть внутренней. Из Москвы в Берлин, например , можно везти груз напрямую, тогда внешнеторговая перевозка совпадает с международной. В том случае, если груз доставляется через другой город, например Смоленск. Там экспедитор по просьбе экспортера закрывает договор внутренней перевозки, после чего заключает договор от имени экспортера на международную перевозку, но уже от Смоленска. В этом есть смысл т.к. есть разница в тарифах: внутренний железнодорожный тариф намного ниже, чем тариф на перевозку международного груза через границу. Поэтому выгоднее отправить груз по внутреннему договору до экспедитора, а далее от экспедитора до конечной цели.

Точно также международная перевозка может не быть внешнеторговой.

Международные перевозки (но не ВТ):

Ярмарки и выставки (некоммерческие грузовые перевозки)

Транзит

Морская перевозка между иностранными портами

Гуманитарная помощь

Транспортные операции.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия тесно связана с транспортным обеспечением, которое является одною из важных составляющих процесса организации доставки товаров от места их изготовления к месту потребления. В сущности оно идентично товарообороту, которое базируется на концепции логистики. Вместе с тем транспортное обеспечение целесообразно рассматривать как самостоятельный аспект системы товарооборота, который имеет свою специфику.

Под транспортным обеспечением понимают совокупность элементов, которые находятся в тесном взаимодействии и составляют единственную транспортную систему, которая объединяет операции, связанные с производством и обращением продукции.

Продукцией транспорта является непосредственно сам процесс перемещения товаров от производителя к потребителю. В этом и заключается суть транспортных услуг. Они - основное связывающее звено между продавцом и покупателем.

Особенности транспортных услуг.

Транспортные услуги имеют свои особенности.

1. Транспорт не производит новый товар или продукт, но именно благодаря перемещению их с одного места в другое обеспечивается продолжение процесса производства и обращения, имеет место конечное потребление выработанных товаров. Перемещение товаров, продукции с места производства к месту потребления и является той потребительской стоимостью, которую создает транспорт, его транспортные услуги.

2. Действие транспортных услуг выражается в таком полезном эффекте, который не может возникать, сохраняться и реализоваться в отрыве от транспорта. Вместе с тем производство транспортных услуг неотрывно от их потребления. Транспортные услуги удовлетворяют потребности в момент своего проявления, то есть создание таких услуг совпадает с их потреблением.

3. Транспорт занимает особенное место в международном товарообороте. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда, внешнеэкономических связей. С другой стороны - транспортная индустрия выступает на мировых рынках экспортером своей продукции, частично, транспортных услуг.

4. Транспортные услуги, которые осуществляются в сфере ЗЕД, поддаются влиянию всех факторов, которые характеризуют развитие рыночной экономики. В первую очередь, это колебание цен на нефть, спроса и предложений на товары, а, соответственно, и на их перевозку; валютного курса; степень вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность, состояние политических и экономических отношений разных государств и много других.

Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэкономической деятельности предприятия. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по покупке-продаже, коммерческий эффект внешнеторгового соглашения. Нарушение транспортного процесса часто ведет к материальным потерям експортера и импортера, делает отечественные товары неконкурентноспособными.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности является объективно необходимым. Часто грузовладельцу трудно ориентироваться в транспортной обстановке, которая требует профессиональных знаний законодательства отдельных стран, международных конвенций (соглашений), технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, условий их работы, рынка посреднических услуг и др.

Поэтому, при необходимости отправления груза за границу, целесообразно в первую очередь установить тесные контакты с транспортными предприятиями и организациями, которые занимаются международными перевозками. При этом важно выбрать вид транспорта, которым вы хотели бы отправить груз за границу. Здесь нужно иметь в виду; что в современном мире функционирует шесть видов транспорта:

железнодорожный

автомобильный

воздушный,

трубопроводный.

Виды транспорта разделяются на водяной (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Каждый из них имеет свою специфику.

Планирование отправления груза.

Планируя отправление груза и выбор транспорта, нужно учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, вид груза. Грузы, которые перевозятся, разделяются на генеральные, массовые и специальные. К генеральным относятся разные искусственные грузы (в упаковке или без нее). За размерами они разделяются на обычных, длинномерных (больше 3 м) и негабаритных. За массой - легкие и тяжелые (с массой больше 5 тонн за одну грузовую единицу).

Схема системы смазки
1-компрессор; 2-топливный насос высокого давления; 3-выключатель гидромуфты; 4-гидромуфта; 5, 12-предохранительные клапаны; 6-клапан системы смазки; 7-насос масляный; 8-перепускной клапан центробежного фильтра; 9-сливной клапан центробежного фильтра; 10-кран включения масляного радиатора; 11-центробежный фильтр; 13-ла...

Расчет расходных ставок
Расходную ставку на «вагоно-час» вагонов грузового парка определяют делением годовых расходов, связанных с данным измерителем, на количество вагоно-часов. К расходам относят затраты на деповской ремонт и амортизацию грузовых вагонов, а также соответствующую часть общих для видов работ и мест возникновения затрат расхо...

Подбор карт, руководств и пособий для маршрута перехода
Согласно РШСУ-98, подбор навигационных морских карт, пособий, руководств на предстоящий переход (рейс) выполняется по каталогу карт и книг в соответствии с требованиями правил корректуры, комплектования и хранения карт и руководств, для плавания на судах гражданских ведомств 9038. Карты подбираются по откорректированн...

Транспорт – это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Благодаря транспорту создаются необходимые условия для завершения производственных процессов по выработке различной продукции. Продукцией транспорта следует считать непосредственно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю.

В странах с рыночной экономикой свободное предпринимательство с помощью транспорта развивается и совершенствуется, устанавливая и укрепляя связи с различными предпринимателями из разных стран. Взаимодействие подобного рода создает необходимые условия для получения прибыли всем участникам внешнеэкономической деятельности.

Во многих странах мира, как и в России, существуют государственные органы регулирования различными экономическими системами, включая транспорт. Государственные железные дороги широко распространены в странах мира, имеются также государственные воздушные линии, автомобильный и другой транспорт.

Транспорт имеет ряд особенностей. Основная особенность заключается в том, что он не создает нового товара или продукта, но именно благодаря транспорту меняется местонахождение товара по отношению к потребителю, который после получения товара, продукции сможет реально его использовать для новых целей.

Пространственное перемещение товаров, продукции от места производства к месту потребления и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Важной отличительной особенностью транспорта является эффект, возникающий при перевозке товаров и людей и заключающийся в том, что он не может возникать отдельно от транспорта, храниться и реализовываться в отрыве от него. Транспортная услуга, являющаяся продукцией транспорта, осуществляется и потребляется непосредственно с процессом транспортного производства.

Существенной особенностью транспорта является его особое место в международном товарообмене. С одной стороны, транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его осуществления, а с другой – транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги.

Особенностью транспорта во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции – транспортной услуги – воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. Прежде всего, это относится к колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и другим факторам.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов и людей является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, в производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов за рубежом и в России с помощью иностранных партнеров, деятельности предприятий с зарубежными инвестициями, организации туризма, при организации международных выставок и ярмарок.

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влияние друг на друга.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо выполнять сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающих обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния от изготовителей до потребителей (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности

классификации

Виды операций

По предмету транспортных операций

Грузовые, пассажирские, багажные

По виду транспорта

Водные (морские, речные), железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)

В зависимости от транспортной характеристики товара

С сухим грузом: навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, минеральные удобрения, генеральные или штучные. С наливным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и др.

По периодичности

Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы

В зависимости от порядка прохождения границы

Перегрузочные и бесперегрузочные перевозки

По виду транспортнотехнологической системы

Контейнерные, паромные, лихтерные, ролкерные

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

Соседские, транзитные, кольцевые

По виду сообщений

Прямые, непрямые: ломаные с несколькими перевозчиками, с переотправкой по одному или нескольким договорам перевозки

В зависимости от состава участников перевозочного процесса

Осуществляемые изготовителем товара, продавцом или покупателем, заказчиком товара, перевозчиком, посредником

В зависимости от места проведения

Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Выполняя эти операции, изготовители, посредники, покупатели, транспортники вступают во взаимодействия, позволяющие регламентировать и нормировать их действия с помощью договоров, конвенций, соглашений, базирующихся на международных и национальных правовых нормах. Следовательно, транспортные операции являются неотъемлемой и важной составной частью внешнеторговых операций.

Под международными перевозками или международными сообщениями следует считать перевозки грузов пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обязательное пересечение границы как минимум хотя бы двух смежных стран.

Необходимо выделить три группы транспортных операций, связанных между собой последовательностью их осуществления во временном разрезе.

Первая группа транспортных операций включает действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу транспортных операций входят следующие действия: планирование внешнеторговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортных расходов.

Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из включения транспортных условий в контракт, подготовки товара к транспортировке, заключения договоров перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросопроводительной документации, страхования, организации контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем).

В транспортном процессе все его участники – изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники – вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отношения, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и международными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из совокупности технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных методов управления транспортными операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами.